Волгоградская ТПП представляет: Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как метод влияния работодателя на образовательный процесс

Главная » События » Волгоградская ТПП представляет: Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как метод влияния работодателя на образовательный процесс

В настоящее время одним из новых направлений независимой оценки качества образования в России является процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Первым шагом к привлечению работодателей в образовательный процесс было предоставление возможности участвовать в разработке Федеральных государственных стандартов. На сегодняшний день в подготовке новых квалифицированных кадров принимает участие все больше представителей бизнеса посредствам процедуры профессионально-общественной аккредитации, что позволяет исключить противоречия в работе образовательных организаций и работодателей. Работодатель имеет возможность влиять на содержание профессионального образования и контролировать качество подготовки выпускников.

Согласно статье 96 Закона об образовании, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. [6]

Общий порядок проведения профессионально-общественной аккредитации заключается в следующем: [2]

-      рассмотрение заявки от образовательной организации;

-      принятие решения о проведении процедуры аккредитации и заключение Договора;

-      проведение образовательной организацией самообследования на основе критериев аккредитующей организации и подготовка Отчета;

-      формирование экспертной комиссии;

-      камеральная проверка по результатам самооценки образовательных программ и перечню документов, запрашиваемых у образовательной организации;

-      выезд экспертной комиссии в образовательную организацию для проведения встреч, бесед и знакомства с фактическими данными;

-      подготовка заключения экспертной комиссией по итогам аккредитационной экспертизы;

-      принятие решения членами Аккредитационного совета;

-      выдача образовательному учреждению Свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительного решения об аккредитации.

Кроме того, сведения об аккредитованных образовательных программах размещаются на сайте АИС «Мониторинг ПОА» (http://accredpoa.ru/programs), созданный по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ

(http://accredpoa.ru/accreditators).[5]

Несмотря на то, что профессионально-общественная аккредитация не носит обязательного характера, образовательные организации объективно заинтересованы в ней. Очевидно, что наличие аккредитации повышает конкурентоспособность и привлекательность реализуемых образовательных программ. Результаты профессионально-общественной аккредитации также учитываются в процедурах распределения контрольных цифр приема Министерства образования и науки РФ.[4]

Необходимо отметить, что профессионально-общественная аккредитация не дублирует государственную аккредитацию в силу применения иных критериев и процедур.

Согласно Закону об образовании[6] и Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности,[3] сведения о наличии (отсутствии) профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган, и принимаются к рассмотрению при проведении государственной аккредитации. Практика показывает, что наличие профессионально-общественной аккредитации положительно влияет на результаты государственной аккредитации.

Кроме того, результаты аккредитации важны не только для образовательных учреждений и работодателей, но и для абитуриентов, выпускников. Важным сигналом, свидетельствующим о востребованности на рынке труда является информация, о том, что выпускник завершил обучение по программе или абитуриент поступает на программу высоко оцененную экспертами в ходе аккредитации и пользующуюся профессиональным признанием.

Одной из важнейших задач, стоящих перед аккредитующей организацией при проведении профессионально-общественной аккредитации является задача по формированию состава экспертной комиссии.

Требования к экспертам регламентированы нормативными документами, утвержденными аккредитующей организацией. Претендент на получение статуса эксперта должен отвечать соответствующим квалификационным требованиям и пройти специализированное обучение.

Результаты прохождения общественно-профессиональной аккредитации могут оказывать значительное влияние на обновление и совершенствование образовательного процесса не только в рамках аккредитуемой программы, но и вуза в целом, стать стимулом дальнейшего развития учебного учреждения.

Дополнительная информация по процедуре профессионально-общественной аккредитации представлена на сайте Волгоградской ТПП: http://volgogradcci.ru/.

Нормативно-законодательная база

  1. Нормативные документы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям  http://nspkrf.ru/documents/normativnye-dokumenty.html.
  2. Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и Методика самооценки образовательной программы для проведения профессионально-общественной аккредитации расположена на официальном сайте Волгоградской ТПП:   http://volgogradcci.ru/node/11716.http://volgogradcci.ru/node/11716.
  3. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 20.04.2016) «О государственной аккредитации образовательной деятельности»
  4. Приказ Минобрнауки России от 01.04.2015 N 340 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2015 N 37080).
  5. Постановление Правительства РФ от 11.04.2017 N 431 «О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ».
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

                                                                                                                                                                          Юлия  Белова,

                                                                                                                                                                        и.о. директора Регионального ресурсного центра

Блоггеры
Александра Кузнецова
Александра Кузнецова
Блоги
Главный редактор Издательского дома "Качественный продукт", экономист,журналист и рассерженный предприниматель.
 Марина Бондарь
Марина Бондарь
Блоги
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Марина Бондарь. Я - психолог-психотерапевт, буду рада Вам помочь
Светлана Шевченко
Светлана Шевченко
Блоги
Естественное желание каждой из нас - быть красивой! Я рада Вас приветствовать на странице моего блога! Я готова публиковать свои работы и интересные статьи для Вас.
Тамара Куценко
Тамара Куценко
Блоги
Приветствую Вас на моей странице-блоге ИД "Качественный продукт"! Я - независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->