ЕЛЕНА КЛИНИЧЕВА: «ДЕВИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ – УПАСИ МЕНЯ БОГ КОГДА-НИБУДЬ НЕ РАБОТАТЬ!»

Главная » События » ЕЛЕНА КЛИНИЧЕВА: «ДЕВИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ – УПАСИ МЕНЯ БОГ КОГДА-НИБУДЬ НЕ РАБОТАТЬ!»


     

 

 

В 2017 году отметила юбилей главный хормейстер Ростовского  государственного музыкального театра, заслуженный деятель искусств России, профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова Елена Мухарбековна Клиничева. Знаете, есть такой сорт людей, на которых смотришь и…успокаиваешься: настолько они гармоничны и несуетны! Хочется улыбаться, что-то создавать и, наконец, - что немаловажно для представительниц прекрасного пола – следить за собой в самом широком смысле. О таких, как Е.М. Клиничева, говорят: «У нее необычайно позитивная энергетика; она обладает уникальной  способностью пробуждать в других людях творческие способности и творческое начало»… И стиль работы с артистами хора и вообще стиль  общения Елены Мухарбековны с разными людьми в обыденной жизни – это элегантность и шарм во всем, к чему прикасается эта удивительная женщина.

Дирижер хора – профессия, скажем так, не слишком массовая и, будем откровенны, не самая популярная в музыкальных кругах. Зная Елену Мухарбековну ровно два десятилетия, я сегодня задалась целью понять, как она пришла в эту профессию и как хоровое дирижирование стало не просто призванием, а главной любовью всей ее жизни. Любовью настолько страстной, что Е.М. Клиничева смогла из «остатков» хора прежнего Ростовского театра музыкальной комедии сотворить чудо, имя которому – хор Ростовского музыкального театра. И нет ни одной рецензии, где наряду с работой дирижера-постановщика, режиссера-постановщика, художника-постановщика, исполнителей ведущих ролей не отмечалось бы интонационно идеально чистое звучание артистов хора – будь то спектакль оперный, оперетта или мюзикл.

- Елена Мухарбековна, почему-то в кругах музыкальных и околомузыкальной среде бытует мнение: «На дирижерско-хоровое отделение идут те, кто по своим вокальным данным не дотянул до солистов». И другое мнение: «Лучшие певцы-солисты получаются из хоровых дирижеров по образованию» (Д. Корчак, В. Ладюк, А. Кулаева, примадонна нашей оперы  Наталья Дмитриевская, ранее работавшая в театре замечательное  сопрано Елена Разгуляева и др.) На ваш взгляд, насколько эти мысли справедливы? И другая половина вопроса: что в свое время явилось мотивом вашего поступления именно на дир.-хор. факультет?

-  Скажу вам прямо: подготовка дирижеров-хоровиков, заканчивающих музучилище, абсолютно другая, нежели вокалистов. И с вокального  факультета я не помню переходов – а я работаю в консерватории 47 лет. А вот из дирижеров в певцы, как вы справедливо заметили, идут многие. И те  дирижеры-хоровики, которые становятся певцами, это специалисты совсем другого уровня, другой образованности: у них другие уши, другой опыт ансамблевого пения.  Могу сказать другое: нередко в дирижеры хора идут те,  кто не пошел в пианисты или в музыковеды-теоретики.

Если говорить о себе, я родилась и росла во Владикавказе и замечу, что послевоенное обучение было совершенно особенным. У нас в городе были очень популярны праздники песни, проходившие на больших площадках, которые только были возможны в послевоенные годы. У нас был построен «Зеленый театр», находившийся за городом, туда ходил трамвай. Там объединялись хоры всех школ, как в Прибалтике, чтобы петь песни. Когда-то и в Ростове такое бытовало, но все течёт, все изменяется…Во Владикавказе дирижером и хормейстером всех подобных праздников была Зара Ассагеевна Дзутцати, светлая ей память! Я в нее просто влюбилась! Я училась тогда в 4 классе, но мне так нравилось, как она нами управляла! Меня поражало: она лишь взмахнула руками, и мы все запели. Своим сегодняшним разумом я понимаю, что Зара Ассагеевна  подарила мне любовь, которая осталась со мной на всю жизнь. И это  касалось не только профессии, но и стиля жизни, манеры одеваться, быть женщиной. Специалистов подобного уровня тогда было мало. Она закончила Московскую консерваторию и приехала работать к нам во Владикавказ. Как специалист она была нарасхват:  работала и в музыкальном театре, и в двух училищах. З.А. Дзутцати сказала мне, тогда ребенку: «Упаси тебя Бог когда-нибудь не работать!» Она как подарила мне эту «печать», которая потом стала девизом моей жизни: я пожизненно работаю на двух работах. У нас в консерватории на кафедре всегда был такой порядок: преподавание это одно, а творческая работа это обязательно. Поэтому все педагоги кафедры всегда имели творческие  коллективы. Я 25 лет руководила хором детской музыкальной школы при Доме офицеров СКВО. К сожалению, эту школу закрыли, как только началась перестройка… А ведь это была одна из лучших музыкальных школ Ростова!

- Давайте обратимся к вашей деятельности главного хормейстера РГМТ. Вы являетесь хормейстером-постановщиком практически всех спектаклей – оперных и опереточных. Расскажите о специфике труда хормейстера-постановщика.  Были в вашей практике случаи, когда ваши вИдения спектаклей расходились с концепцией их главных постановщиков? Если да, то как вам удавалось найти компромисс – в лучшем смысле слова?

- Нужно быть в абсолютном согласии с концепцией режиссера и исповедовать его волю. Это постановка РЕЖИССЕРА, и я обязана подчиниться: я ТАК понимаю свою миссию. А если, скажем, у художника по свету, у художника-сценографа, условно говоря, свои представления? И что? Получится, как в знаменитой басне Крылова. Это недопустимо в театре. Я обязана войти в замысел режиссера и делать именно то, что предлагает он. А вот в работе с артистами хора я достаточно свободна: знать, кого на какую точку поставить, какую задачу дать тому или иному из артистов. Даже если с чем-то в режиссерской концепции я не согласна, я оставляю это при себе. Автор спектакля – режиссер!

- В одном из интервью вы говорили, как сложно вам расставаться с людьми, работающими в вашем хоре. Какие человеческие качества артистов хора важны для вас? Какими чертами должен обладать человек, чтобы, пусть даже при его очевидных профессиональных достоинствах, вы никогда не взяли бы его в свою труппу?

- В нашем театре строгий отбор. Я не приемлю в людях звездную болезнь  в разных ее проявлениях, амбициозность, необразованность и нежелание  обучаться; отсутствие взгляда на себя со стороны. Настоящим артистом нужно родиться. Наш театр знает немало примеров таких поцелованных Творцом, что называется, в темечко: Ирина Крикунова, Анна Маркарова, Елена Разгуляева, Наталья Дмитриевская, Петр Макаров… Когда Наташа Дмитриевская поет Джильду, я плАчу…

      ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА: я тоже! А когда Дмитриевская поет Виолетту в «Травиате», я не просто плАчу: я заливаюсь слезами…

 

                                                             НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА

                                             ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

 

 

 

 

 

 

 

Блоггеры
Александра Кузнецова
Александра Кузнецова
Блоги
Главный редактор Издательского дома "Качественный продукт", экономист,журналист и рассерженный предприниматель.
 Марина Бондарь
Марина Бондарь
Блоги
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Марина Бондарь. Я - психолог-психотерапевт, буду рада Вам помочь
Светлана Шевченко
Светлана Шевченко
Блоги
Естественное желание каждой из нас - быть красивой! Я рада Вас приветствовать на странице моего блога! Я готова публиковать свои работы и интересные статьи для Вас.
Тамара Куценко
Тамара Куценко
Блоги
Приветствую Вас на моей странице-блоге ИД "Качественный продукт"! Я - независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->