Лента новостей

Осторожно: мошенники!

Главная » События » Осторожно: мошенники!

 

Как вычислить телефонного афериста и избежать финансовых потерь: рекомендации Отделения Банка России по Ростовской области

 

По данным Банка России, объем выявленных несанкционированных операций с использованием платежных карт в прошлом году вырос на 44% по сравнению с 2017 годом и достиг 1,38 миллиарда рублей. Мошенникам удалось получить различными обманными способами деньги физлиц около 417 тысяч раз. При этом, количество выявленных несанкционированных операций на территории Ростовской области в 2018 году составило свыше 5,5 тысяч транзакций на общую сумму более 10 миллионов рублей.

В связи с участившимися случаями телефонного мошенничества с банковскими картами, редакция «Качественного продукта» обратилась в Отделение по Ростовской области Южного ГУ Банка России, чтобы узнать, какие правила кибербезопасности нужно соблюдать жителям Дона, чтобы не попасться на уловки аферистов.

На вопросы изданию ответил заместитель управляющего Отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Алексей Делибоженков.

 

- Алексей Владимирович, какие методы чаще всего используют мошенники, чтобы ввести в заблуждение держателей банковских карт и получить доступ к их финансам?

- Если обратиться к статистике, то в прошлом году в 97% случаев мошенники применяли методы социальной инженерии: под различными предлогами вводили людей в заблуждение, обманывали их, играли на психологических аспектах, манипулировали, чтобы выманить данные банковских карт. Приемы и техники социальной инженерии действуют, как правило, в обход разума и работают на уровне эмоций. Повод мошенники могут придумать какой угодно, их конечная цель — заполучить данные, которые откроют им доступ к вашему счету и деньгам.

Будучи тонкими психологами, мошенники используют массу приемов, чтобы заслужить доверие своего собеседника: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживлённого колл-центра. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться.

Как правило, лжесотрудники банка сообщают о подозрительной операции по вашей банковской карте, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Обычно звонящий обращается к собеседнику по имени и отчеству, может даже назвать фамилию, номер и срок действия карты. Эти сведения кибермошенники получают заранее из открытых источников, например, из социальных сетей.

Мошенники просят сообщить им данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения, торопят, запугивают человека и уверяют, что в противном случае случится нечто непоправимое. Аферисты очень надеются, что вы им сразу поверите. Они специально торопят вас, чтобы не дать времени перепроверить информацию. Но в денежных вопросах нельзя спешить.

Кроме того, мошенники сегодня технически подкованы, используют интернет-технологии, мобильную связь, IP-телефонию. Так, современные киберпреступники научились с помощью специального программного обеспечения подменять свои номера на официальные номера банков. При этом настоящий номер, с которого они звонят, не высвечивается на экране телефона. Также они предлагают установить приложение на телефон для удаленного доступа к личному кабинету.  Это относительно новая схема мошенничества, и в последнее время она стремительно распространяется. И в этой ситуации самым действенным барьером от мошенников могут быть только четкие и грамотные действия граждан.

- Как действовать человеку в случае, если ему звонят якобы из банка?

 - Для начала – не паниковать и не торопиться. Прежде всего, уточните фамилию, имя и отчество сотрудника банка, название подразделения. Получив эти сведения, завершите разговор и перезвоните вручную по официальному номеру банка. Ни в коем случае нельзя это делать автонабором – сработает переадресация, и вы снова попадёте к мошенникам. Набрав официальный номер банка, попросите соединить с тем сотрудником, данные которого вы узнали несколькими минутами ранее. Если у работников банка возникает подозрение, что действует злоумышленник, они приостановят подозрительную операцию на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить действие, либо отменить его. Но принять решение нужно в течение 48 часов, иначе банк автоматически снимет блокировку, и операция будет совершена.

- Есть основные правила, как защититьcя от кражи денег с банковской карты?

- Всегда следует соблюдать основные правила безопасности пользования банковскими картами. Контролируйте операции по счету. Например, подключите услугу СМС-оповещения на ваш мобильный телефон по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу получать уведомления о каждой операции по карте.

Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». Звонить следует только по официальным контактам банка, самостоятельно набирая номер. Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других действиях по карте.

Разумеется, никому и никогда не сообщайте личные данные и реквизиты карты (CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс и ПИН-коды). Настоящий сотрудник банка никогда не запросит у вас эти сведения. Называть кодовое слово, которое вы придумали при оформлении карты, можно, только если вы сами звоните на «горячую линию» банка. Не паникуйте и не принимайте поспешные решения. Старайтесь соблюдать эти несложные правила даже в стрессовой ситуации, и вы защитите свои денежные средства от действий кибермошенников.

Блоггеры

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->