Лента новостей

ЭКСПОРТ РИСКУЕТ СЕСТЬ НА МЕЛЬ

Главная » События » ЭКСПОРТ РИСКУЕТ СЕСТЬ НА МЕЛЬ

 

 

Обслуживающий судоходство на Дону флот устарел, нормативы обустройства фарватеров не соответствуют действительности, что сдерживает и развитие самого порта, и рост экспорта из региона

Ростовская область сможет достичь показателей нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", если нарастит портовые мощности.

Для этого нужно обновить обслуживающий флот ростовского морского порта, привлекая дополнительные средства в рамках нацпроекта, - рассказал на круглом столе в ТПП  РО председатель комитета Закксобрания  по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям, гендиректор Агентства инвестиционного развития региона Игорь Бураков.

-Роль Ростовской области и наших устьевых портов в реализации нацпроекта "Экспорт" - ведущая, поскольку сегодня через регион идет примерно 40% продовольственного экспорта. Даже если мы экстраполируем эту цифру на 45 млрд. долларов -  необходимый показатель продовольственного экспорта к 2024 г., то Ростовской области надо получить около 20 млрд руб., это очень большая цифра.

Мы можем заявиться, чтобы в рамках нацпроекта привлечь дополнительные деньги на обновление обслуживающего флота, - сказал Бураков на заседании о последствиях обмеления реки Дон.

Как он уточнил, изношенное состояние нынешнего флота тормозит развитие портовых мощностей, что сдерживает возможность наращивания экспорта.

-Речь идет о флоте  ростовского порта, ему 40-50 лет, его не хватит под те задачи, которые сейчас появляются.

Нацпроекты могут корректироваться, если мы хотим достигать поставленных целей, и надо заявляться на это (привлечение дополнительного финансирования по нацпроекту, - сказал Бураков.

Ростовский порт входит в число 15 крупнейших морских портов России по грузообороту, который составляет около 17, 9 млн. тонн в год. В порту расположены 56 терминалов. Морской порт Азов расположен в устье реки Дон и работает в условиях круглогодичной навигации. Он позволяет доставлять грузы в центральную часть России, на Урал и в Среднюю Азию. В порту действуют 10 стивидорных компаний, крупнейшая - ООО "Азовский морской порт".

Но при этом Ростовской области не разрешили углубить  Дон до гарантированной глубины четыре метра. Отказ подписал замминистра транспорта РФ и руководитель Росморречфлота Юрий Цветков.
По мнению ведомства, необходимости в дополнительных работах по содержанию судового хода нет. Что же касается предложения увеличить глубину не на 4 метра, а на 4,5 - для этого потребуются масштабные работы по обустройству  судоходного хода реки Дон и реконструкция Азово-Донского судоходного канала.
Глубина в четыре метра взята не с потолка: российские власти приняли решение, согласно которому именно эта глубина является гарантированной для судового хода на территории всей европейской части страны.
Еще полметра добавили эксперты, считающие, что осенью восточные ветры сгоняют воду, на участке от Аксая до Азово-Донского судоходного канала глубина падает ниже 4 метров, и судоходное движение останавливается.
Впрочем, с подобным мнением согласны не все специалисты.
- Если мы сейчас это сделаем, то через 50 лет получим проблему с проседанием русла реки и надо будет строить ещё один гидроузел, например Азовский,  - такую точку зрения озвучил на совещениии и.о. директора Азовского бассейнового филиала «Росморпорта» Андреq Вахрушев.
Точный ответ может дать только научно-изыскательская работа, но на нее нет финансирования.

Однако и эта проблема не  критична.

По словам экспертов портовиков, участок нижнего реки от Аксая до Азовского моря не чистится от ила уже более 10 лет, и такими темпами Дон вполне может повторить судьбу реки Темерник.

По словам председателя совета директоров АО «Ростовский порт» Олега Грызлова, у Дона много различных проблем, но все они упираются в главную — существование ФГУП «Росморпорт».

Появилось оно сравнительно недавно, меньше 20 лет назад, когда морские администрации портов ликвидировали, а их полномочия (в основном — по сбору различных платежей) и имущество передали новой организации — «Росморпорту», созданной по решению правительства России.

— В названии этой организации главное слово «унитарное», — говорит Грызлов.

— То есть это не государственная структура, а коммерческая. Перед ней поставлена абстрактная задача по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе и поддержанию глубин.

 А по факту она занимается зарабатыванием денег.

И деньги, которые раньше попадали напрямую в бюджет, сейчас оседают в этом ФГУПе. Потому что оно перечисляет государству не процент общего дохода, а процент от прибыли. Если его не будет, так оно ещё и попросит у государства денег.

По его словам, до начала зоны ответственности Азовского бассейнового филиала «Росморпорта» (3-121-й км реки) у Дона всё хорошо. Там работают бассейновые управления, которые «сидят на бюджете и работают по госзаданию».

Они следят за глубинами, ежегодно защищают бюджет и отчитываются за выполненные работы. В зоне ответственности «Росморпорта» на Дону, говорят портовики, дноуглубительные работы не проводятся почти 10 лет.

— По факту, 10 лет «Росморпорт» собирал деньги и ничего не делал, — считает Грызлов. — Руководитель Администрации морских портов Азовского моря недавно озвучил, что в 2018 году у нас было около 12 тысяч судозаходов. 1 миллион рублей стоит судозаход, вход и выход в порты Азовского моря. Получается несложная математика — 12 млрд. рублей за год. Где деньги? Куда они пошли?

Есть ещё и платежи, которые «Росморпорт» собирает с портов Ростовской области за пользование федеральным имуществом. Однако и тут, говорит Грызлов, есть свои странности:

— Было портовое имущество, которое мы построили за свои деньги, но потом передали на федеральный баланс. Потом это имущество передали ФГУПу, и оно увеличило нам арендную плату за пользование тем, что мы построили. Но государство, напомню, этих денег не видит. Только 25% от прибыли, хотя раньше мы напрямую платили в бюджет.

Как говорит Грызлов, сейчас якобы стоит вопрос об акционировании «накачанного деньгами» «Росморпорта». Фактически, заявляет он, это может означать кражу госимущества. При этом акционирование не обязательно означает приватизацию, собственность «Росморпорта» может и дальше оставаться государственной, однако, говорит Грызлов, такая схема «не ноу-хау и можно надеяться на лучшее, но опыт подсказывает, что произойдёт нечто другое».

Вопросы к «Росморпорту» есть и у руководителя Донского бассейнового водного управления Евгения Дорожкина.

— Волгодонская бассейновая администрация и Азово-Донская бассейновая администрация занимаются Доном на своих участках выше устья. Там никаких проблем нет. А вот там, где начинается зона ответственности «Росморпорта», начинаются сложности. Почему? Нам непонятно. До Аксая Дон – его  судовой ход - расчищен, — говорит он.

Есть у «Росморпорта» и защитники. Так, директор АО «Азовская судоверфь» Александр Олейников говорит, что требовать что-либо с ФГУПа, у которого нет нормального флота, сложно.

— Дноуглубительных караванов у них нет. Зато есть запрет на приобретение судов старше 10 лет. Новое дноуглубительное судно стоит под миллиард, и строить его года два. Кто даст деньги? Да и все подобные мощности остались на Украине, — говорит он.

Однако, по словам начальника службы дноуглубительных работ и средств навигационного оборудования Азовского бассейнового филиала «Росморпорта» Руслана Зозули, всё не так плохо. Той техники, которая есть, пока хватает. Кроме того, уже ведутся переговоры с центральным аппаратом ФГУПа о передаче филиалу ещё одного дноуглубительного каравана.

Что касается обвинений со стороны портовиков, то, говорит Зозуля, вины «Росморпорта» в отсутствии текущих работ по дноуглублению нет.

— У коллег, которые выше по реке, есть Кодекс внутренних водных путей, который позволяет им вести работы без проекта. Для нас проект обязателен. Каждый проект — это полтора года, все надзорные органы имеют установленные законом сроки согласований и всегда полностью их выдерживают. Поэтому всё так долго. То, что говорят, что ФГУП не работает... оно обеспечивает безопасность мореплавания на всех объектах, которые за ним закреплены, — поясняет Зозуля.

Он добавил, что на самом деле дноуглубительные работы в районе Ростова «Росморпортом» проводились в 2011 году, в районе Азова — в 2016 году. При этом по каким-то причинам и портовики, и даже министерство экологии Ростовской области в один голос говорят, что никаких работ не велось уже 10 лет.

Однако, по словам Зозули, всё ещё проще — «Росморпорт» в принципе никому ничем не обязан:

— «Росморпорт» соблюдает те габариты, которые ему передали федералы. У реки Дон их нет. Какие-то габариты присутствуют в заданных постановлениях портов Ростов и Азов. А это обязательные документы с точки зрения капитанов морских портов, но не «Росморпорта». И вот говорят, что мелко... У нас Ростовский порт сейчас выпускает суда с осадкой 3,7 метра, и никаких ограничений не вводилось.

Тем не менее проект по дноуглубительным работам в районе Донецкого переката на Дону сейчас разрабатывается. Планируется, что в 2021 году филиал «Росморпорта» приступит к его реализации.

Добавим, что исполнительная и законодательная власти Ростовской области сейчас сосредоточили свои усилия на том, чтобы изменить морской статус реки Дон на участке от Аксая до Ростова и дальше. Это должно дать «Росморпорту» право, как минимум, проводить дноуглубительные работы без создания проектов. Однако, по словам того же Олега Грызлова, если это и получится, то лишь позволит не сделать ситуацию ещё хуже. Если же говорить о развитии портов (а этого требуют новые президентские нацпроекты), то начать надо с того, чтобы ликвидировать «Росморпорт» и все его филиалы.

Однако более конструктивный путь все же несколько иной. И он довольно прост.

Так как морские правила обустройства судоходных фарватеров были распространены на нижнее течение Дона и ростовский порт постановлением Правительства РФ, нужно войти в правительство с инициативой его отмены. Депутатам  областного Заксобрания, местному отделению «Общероссийского народного фронта» такая инициатива вполне по силам.

 

Роман Костенко

 

 

 

Блоггеры

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->