Лента новостей

БУДУЩЕЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ ОТРАСЛИ

Главная » События » БУДУЩЕЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТОВ ОТРАСЛИ

Масштабное развертывание автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), системы электронного документооборота, инициатива создания реестра автоперевозчиков как аналога лицензирования — все это будет влиять на развитие бизнеса в сфере грузоперевозок в ближайшие годы.

Кроме того, в прошлом году вступили в силу поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым юрлица и ИП, выполняющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны иметь в штате аттестованное ответственное должностное лицо, осуществлять предрейсовый или предсменный контроль и т.д.

 Для обсуждения этих и других вопросов Ростове - на-Дону прошла   конференция «Будущее грузовых перевозок».

 

 

                                                                        

Ростовская область занимает третье место в Южном и СевероКавказском федеральных округах (ЮФО и СКФО) по числу зарегистрированных в системе «Платон».

Об этом на конференции  рассказал руководитель Южного филиала государственной системы Иван Вовчук.

-В тройку лидеров по количеству транспортных средств входят Краснодарский край, Ростовская область и Республика Дагестан. Перевозчики Ростовской области зарегистрировали более 30 тысяч грузовых автомобилей или 20% от общего количества грузовых автомобилей юга России, -уточнил он.

На ремонт дорог и мостов с помощью государственной системы «Платон» перечислено в Дорожный фонд России более 74,8 млрд. рублей. За счет этих средств отремонтировано 2000 км дорог и свыше 30 мостов.

На юге России на средства от госсистемы «Платон» был построен новый Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, мост через Терек в Чечне, два моста в Карачаево-Черкесии и Краснодарском крае, а также отремонтированы дороги в Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областях.

По выбору предпринимателей в регионе приведены к нормативу самые проблемные участки трассы А-146, которая связывает Краснодар и Новороссийск.

Государственная система «Платон» стала источником фактических данных о количестве реально работающих перевозчиков в стране, структуре рынка, и о загрузке федеральных дорог. По данным Вовчука, в настоящее время в ЮФО и СКФО в системе зарегистрировано около 152 тыс. грузовых автомобилей. Наибольшее их число - 50,2 тыс. - приходится на Краснодарский край. Ростовская область — на втором месте с 30,6 тыс. автомобилей. При этом в области зарегистрировано 14 тыс. перевозчиков, 75% из которых - физлица, 16% — ИП, 9% - юридические лица. Наиболее крупные сегменты рынка грузоперевозок — логистика (23%), строительство (22%) и АПК (20%), сообщил Иван Вовчук.

Всего на мероприятие собрались свыше 100 человек-  представители грузовых автотранспортных предприятий, научных, проектных, внедренческих, ремонтно-строительных организаций дорожно-транспортной сферы.

 

                                                    О весовом контроле замолвите слово

Геворк Сеферян, врио начальника Южного межрегионального управления Госавтодорнадзора, и Юрий Савченко, представитель УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, посвятили свой совместный   доклад теме: «Весогабаритный контроль: статистика административных правонарушений правил перевозки грузов через посты весогабаритного контроля в Ростовской области».

Что здесь важно знать?

Представителем ГИБДД, имеющим право рассматривать данное правонарушение, может быть только начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель. Иные сотрудники ГИБДД не имеют право рассматривать, и тем более утверждать, нарушения перевозки тяжеловесного груза. Лишать права управления транспортным средством имеет право только судья (см. статью 3.8. КоАП РФ).

Процесс изъятия прав, на управления транспортным средством за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов законным методом состоит из трех этапов: определение нарушения - производиться совместно – представителем ГИБДД и работником поста весового контроля; рассмотрение нарушения, производиться - представителем ГИБДД; решение по рассмотренному событию, производиться – судьей.

Геворк Сеферян в своем выступлении сообщил, что только по итогам прошлого года за нарушение условий весогабаритного контроля управление наложило на перевозчиков Ростовской области штрафы на общую сумму более 225 млн руб.

-Перевозчики высказывают претензии относительно системы “Платон” и налогов, но та сумма, которую они были вынуждены заплатить в виде штрафов, могла бы быть направлена ими на развитие бизнеса,- отметил Сеферян.

По его словам, всего за прошлый год на дорогах региона было выявлено 6 тыс. подобных нарушений со стороны перевозчиков и составлено 850 административных протоколов в отношении грузоотправителей.

Заместитель начальника отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Юрий Савченко напомнил участникам мероприятия, что у них есть возможность избежать санкций за перегруз, оформив специальные разрешения на движение с превышением допустимых значений.

Законодательство допускает перегруз при предоставлении соответствующего пакета документов, а также при условии неделимости груза (перевозке цельных строительных конструкций, механизмов и машин, в том числе сельскохозяйственных и т. п.). Основная масса грузоперевозок в Ростовской области приходится на делимые грузы, такие как зерно, стройматериалы и т. п. Однако количество обращений за разрешениями на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов растет.

-Такие разрешения выдаются, как правило, на десять поездок,- сообщил Савченко.

- Возможно, в данный момент процедура оформления не до конца понятна многим перевозчикам, но в целом участники рынка активно пользуются этой возможностью. В прошлом году мы выдали более 2,1 тыс. таких разрешений.

Помимо штрафов и сборов, перевозчики связывают низкую рентабельность своего бизнеса с дороговизной заемных средств на такие цели, как приобретение автотранспорта или закупку комплектующих. В то же время данные ТПП свидетельствуют о том, что в связи с ростом объема перевозок заказов из интернет-магазинов на 20–30% в год, которые осуществляются сравнительно небольшими партиями, в автопарках перевозчиков будет расти доля легких коммерческих автомобилей.

Директор филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по ЮФО и СКФО Олег Татарченко высказался на тему: «Взгляд бизнеса и отраслевых объединений на функционирование системы весогабаритного контроля";

В целом идея   здравая - АСВГК взвешивает грузовик прямо на дороге во время движения. При этом дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации выявляют нарушителей без участия сотрудников Госавтоинспекции.

Но проблема имеет две «стороны медали» - это несовершенство норм о весовом контроле в целом, и неотлаженность  самой автоматизированной системы.

Нормы законов в части весового контроля фактически невыполнимы - сообщество грузоперевозчиков уже несколько лет пытается донести до власти информацию об этом

Был проведен такой показательный эксперимент, демонстрирующий пробелы в системе.

В Санкт-Петербурге на стационарном пункте весового контроля в Шушарах 15 грузовых автомобилей в добровольном порядке прошли контрольное взвешивание.

В качестве груза были использованы контейнеры, цемент, песок, бетон, щебень, грунт. По каждому автомобилю был составлен протокол с фиксацией замеров по осям, типу, марке транспортного средства, его общей, фактической и допустимой массы, а также с указанием собственника.

В результате из 15 автомобилей у 9 нагрузки на ось превышали допустимые в диапазоне до 30 %. При этом ни один из экспериментальных автомобилей не просто не имел перевеса с точки зрения предельно допустимой массы, но загружен был только частично.

Эксперимент показал ряд противоречий. Дело в том, что сегодня законодательством игнорируется ряд существенных фактов,

А именно: распределить осевые нагрузки при перевозке наливных грузов, сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов невозможно, учитывая законы физики; распределить осевые нагрузки при перевозке бетона и асфальта невозможно в связи с особенностями данных материалов и конструкцией бетоносмесителя; некоторые виды транспортных средств (например, строительные краны) производятся заводом-изготовителем уже с нарушением осевых нагрузок.

Автомобили могут быть загружены лишь частично, укладываться в параметры допустимой общей массы, но при этом контрольное взвешивание зафиксирует превышение на 20–30 % нагрузки на ось.

-Мы возим грузы по всей Европе,- заявил Олег Татарченко.

- Во всех странах - во Франции, в Германии, Польше - наши фуры взвешивают, и все в порядке. На въезде в Калининградскую область ВГК показывает перевес. На эти показания влияет очень многое, например, уклоны дорог.

Олег Татарченко добавил, что при внедрении АСВГК законопослушным перевозчикам бояться нечего.

-Мы и так не станем перегружать свои автомобили, потому что перегруз может привести, например, к разрушению подшипников, которые стоят по €400–800. Но важно, чтобы эти системы были построены правильно, и перевозчики должны принять в их создании активное участие, а министерство транспорта со своей стороны - информировать участников рынка о том, как идет внедрение АСВГК и их тестовая эксплуатация.

 

                                                     О барьерах и драйверах

Барьеры на пути развития отрасли и драйверы роста обозначил в своем докладе «Грузоперевозки в регионе» руководитель Комитета по развитию транспортно-логистического комплекса ТПП Ростовской области Александр Потеряхин.

-В период с 2013 по 2017 год объем рынка автомобильных грузоперевозок в Ростовской области снизился на 5% и в последние годы не превышал 10 млрд. руб., что составляет около 1% ВРП, сообщил в своем докладе «Грузоперевозки в регионе: барьеры на пути развития и драйверы роста» руководитель комитета по развитию транспортно-логистического комплекса Торгово-промышленной палаты Ростовской области Александр Потеряхин со ссылкой на данные Росстата. В то же время железнодорожные перевозки демонстрировали рост.

Согласно отчету Ростовстата, в 2018 году грузооборот автомобильного транспорта в Ростовской области вырос на 15,2%. В нынешнем году этот показатель продолжил повышаться: за январь-апрель его рост составил 8,2%.

Александр Потеряхин перечислил ряд ключевых факторов, сдерживающих развитие отрасли. Среди них — плохое состояние дорожной сети и нехватка у регионов ресурсов и полномочий для ее развития, рост накладных расходов, в том числе из-за стоимости ГСМ и высокой фискальной нагрузки, а также низкий уровень инвестиций в обновление автопарка. Уровень износа подвижного состава донских перевозчиков эксперт оценил в 42%, при этом более 40% грузовых автомобилей в регионе - старше 15 лет, обновляется ежегодно только около 6% автопарка.

 Потеряхин добавил, что перечисленные факторы обусловили снижение конкурентоспособности отечественных участников рынка, чем не преминули воспользоваться зарубежные перевозчики, действующие по серым и даже более темным схемам.

-Количество нелегальных операций в отрасли стало расти после отмены лицензирования перевозчиков в 2005 году, - заявил эксперт.

-Федеральный закон о грузовых автомобильных перевозках Госдума рассматривает уже более десяти лет. Также рынку не хватает единого органа по регламентированию, контролю и координации сферы грузовых перевозок.

Представитель ТПП отметил, что развитию рынка будет способствовать реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого в 2019–2021 годах в Ростовской области планируется отремонтировать 900 км и построить и реконструировать около 110 км автодорог.

Объем финансирования этих работ превысит 16 млрд руб. Повышению прозрачности рынка будет способствовать его цифровизация, которая началась с внедрения системы «Платон» и сейчас развивается в сторону создания сети пунктов автоматического весогабаритного контроля транспортных средств.

Председатель комитета ТПП отметил, что перевозчикам зачастую выгоднее не регистрироваться в системе и платить соответствующие штрафы, чем делать взносы. В результате в Ростовской области большегрузы стали часто объезжать федеральные трассы с пунктами контроля «Платона» и перемещаться по дорогам регионального и муниципального значения, разрушая их.

Решить эту проблему позволит введение в эксплуатацию автоматизированных региональных систем весогабаритного контроля, которые предназначены для контроля 100% транспортных потоков без снижения их скорости.

Как сообщил Александр Потеряхин, в 2019–2020 годах в Ростовской области планируется установить три АСВГК — на дороге из Ростова в аэропорт «Платов» и на трассах, соединяющих региональный центр с Волгодонском и со Ставрополем. В общей сложности на дорогах области планируется установить 14 таких систем.

АСВГК создаются в регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», стартовавшего в нынешнем году. Планируется, что они исключат влияние человеческого фактора: речь о цифровой системе, которая будет фиксировать нарушения и выписывать штрафы в автоматическом режиме.

Результаты дискуссии, прозвучавшие предложения и рекомендации организаторы конференции пообещали оформить в виде итогового документа и направить в адрес заинтересованных органов исполнительной власти региона.

 

Иван Романов

Блоггеры

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->