АГУНДА КУЛАЕВА: «Я СТАРАЮСЬ ОПРАВДАТЬ СВОИХ ГЕРОИНЬ»

Главная » События » АГУНДА КУЛАЕВА: «Я СТАРАЮСЬ ОПРАВДАТЬ СВОИХ ГЕРОИНЬ»

Уходящий 2017-й год был щедр на даты и события. Но, пожалуй, главным музыкальным событием Ростова-на-Дону стал 50-летний юбилей государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. 7 декабря на Большой сцене Музыкального театра прошел грандиозный  гала-концерт лучших выпускников консерватории разных лет. Была среди них и ведущая солистка Большого театра, заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, меццо-сопрано Агунда Кулаева. 9 декабря в спектакле «Кармен» Агунда выступила в главной роли.

А. Кулаева окончила Ростовскую консерваторию как дирижер-хоровик в 2000 году (класс профессора, заслуженного деятеля искусств России Елены Клиничевой) и как вокалистка в 2005-м (класс профессора, заслуженной артистки Казахстана Маргариты Худовердовой). С 2003 г. стажировалась в Центре оперного пения Галины Вишневской. Девять сезонов работала в театре «Новая опера им. Е.В. Колобова» в Москве. С ноября 2014 г. ведущая солистка Большого театра России. Беседу с певицей мы начали с истории ее взаимоотношений с ролью Кармен.

- Первая в моей жизни Кармен родилась в Новосибирском оперном театре в 2010 году. За пультом стоял Теодор Курентзис. Это был мой самый главный жизненный провал. Я выучила партию за две недели, дирижер сделал ее со мной за 7 дней. На генеральной репетиции я потеряла голос, не могла даже шептать. Премьеру я не спела. 15 сентября того же года я вышла на сцену в этой роли в Новосибирске. За пультом стоял Т. Курентзис. Потом была Варненская опера. Софийская опера, полуконцертная версия спектакля в Ульяновске (режиссер Георгий Исаакян, очень хорошо знакомый ростовским зрителям); Большой театр (режиссер Алексей Бородин, дирижер-постановщик Туган Сохиев), «Дойче опера» в Берлине и – предел мечтаний! – участие в постановке Франко Дзеффирелли в театре «Арена ди Верона». Наибольшее впечатление на меня произвела постановка в «Арена ди Верона». Это давний очень известный вариант спектакля, в котором в свое время блистала Елена Васильевна Образцова, это великая, намоленная постановка. Для меня участие в ней оказалось знаковым: вышло так, что я спела последний спектакль, после этого постановку сняли…         

В одном из интервью журналу «Горец» вы процитировали своего отца: «Если ты хочешь чего-то добиться, никогда не жди помощи от друзей и близких. Надейся только на себя!» Вы действительно убеждены, что, следуя этой формуле, возможно достичь высот в вашей безумно капризной профессии, где царит жестокая конкуренция?

- Эта формула мне помогла. Но львиную долю в моем успехе сыграли госпожа Удача и Его Величество случай. Взять хотя бы то, что на госэкзамене по хоровому дирижированию мой голос заметили и посоветовали поступить на вокальный факультет, и то, что мой товарищ по консерватории Игорь Тавровский позвонил мне из Москвы и предложил приехать в Центр оперного пения Галины Вишневской. Я всегда была очень работоспособной, этому научил меня папа. Но в нашей профессии даже при наличии голоса и трудоспособности без вмешательства Фортуны никак! Думаю, верным будет разграничить: надеяться на себя – одна сторона дела, госпожа Удача – вторая.

Взять хотя мой приход в Большой театр. Я не хотела туда переходить. Всегда считалось, что в главном театре страны царят жуткие интриги, а я по своей природе человек необычайно миролюбивый и интриги не переношу. Я была приглашенной солисткой Большого, пела премьеру «Царской невесты» (партия Любаши. – Н.К), после которой мне  предложили перейти в основной состав. До этого я пела «Снежную королеву» и Эболи в «Дон Карлосе» Дж. Верди. Я попала в «первый призыв» Тугана Сохиева (нынешний главный дирижер Большого театра. – Н.К.), у нас с 2013 г. на 80% обновилась (омолодилась) оперная труппа. Сейчас театр совсем другой: нет интриг, все заняты делом. Сегодня я пою ведущий меццо-сопрановый репертуар. 

В одном из интервью вы говорили (цитирую):  «Я из любого своего  персонажа стараюсь сделать хорошего человека и донести до зрителей, что он поневоле стал плохим». Можем рассмотреть этот ваш тезис на примере любого созданного вами образа?  

- Давайте возьмем Кармен. Я вижу в ней женщину, которая совершила ошибку - загубила жизнь Хозе и потом его бросила. Это раз. Второе: она совершенно вызывающе ведет себя в финале оперы, за что и наказана: Хозе убивает ее. Мне интересно проследить, как героиня ищет свою любовь – пусть путем проб и ошибок: она не боится бросать одного мужчину и искать нового. Она из тех женщин, которые не будут терпеть близкого человека просто потому, что он находится рядом (тянуть лямку, как говорят в народе). Я сама отношусь к тем женщинам, которые не будут терпеть мужа просто потому, что так положено, я буду искать до тех пор, пока не найду свой идеал. Я, как Кармен, не могу жить с человеком, которого уже не люблю. Я пытаюсь доказать зрителям, что Кармен – диалектически сложный персонаж, и если люди проникнутся сочувствием к моей героине, я буду считать свою задачу выполненной.   

Какой главный жизненный и профессиональный урок вы получили от Галины Павловны Вишневской? Расскажите подробнее об общении с этой великой Личностью.

- О Галине Павловне я могу говорить бесконечно: ее вклад в моё становление огромен. Главное, пожалуй, то, что она учила меня строить свой быт так, чтобы ничего не отвлекало от творчества. Галина Павловна учила меня быть ДИВОЙ. Изначально она не видела во мне качеств дивы,  полагая, что я была слишком добренькая и миленькая. Вишневская говорила, что примадонна сначала должна нести своё достоинство и лишь потом свой вокал. Сама Галина Павловна была для всех эталоном достоинства: она была настоящей Королевой как на сцене, так и в жизни! Она учила нас, как нужно выходить на сцену, - какая должна быть походка, стать; надо нести себя, не теряя при этом уважения к публике.

Вишневская говорила: «На сцене мы ПОЛУБОГИ!» Она придавала большое значение внешнему виду артистов, полагая, что особой разницы между тем, как певцы выглядят на сцене и в реальной жизни, быть не должно. Певица и в жизни должна быть всегда накрашена, элегантно одета, причесана и на каблуках. Что касается собственно вокальных премудростей, пением в ЦОПе со мной в основном занимался изумительный тенор, солист Большого театра Бадри Майсурадзе. Ни в коем случае не умаляя заслуг моих ростовских педагогов, могу сказать, что главные профессиональные навыки я получила именно в ЦОПе.    

 У вас есть собственная методика работы над ролью? Можете ей поделиться?

- Думаю, я не оригинальна: я очень много слушаю разных исполнителей в интернете. Потом учу партию по клавиру. Выучив, перестаю слушать записи, чтобы никого не копировать. Сама ищу мотивировки своего персонаж, интерпретацию. Далее идет работа в классе с педагогом и концертмейстером. Ну и, конечно, нужно впевать партию – до тех пор, пока она не станет моей плотью.   

Какие (какая) из ваших героинь ближе всего вам как человеку?

- Моей любимой ролью остается Любаша в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова. Это потрясающая женщина с нелегкой судьбой, которая претерпевает очень большие изменения на протяжении всего спектакля. В каждой сцене это совершенно другой человек. Она достигает вершин в проживании каждого из своих чувств: это и любовь к Григорию Грязному, и ревность, и злоба, и коварство, и жестокость, и отчаяние в финале, когда Любаша готова проститься с жизнью и умереть от руки любимого человека. В плане вокала Любаша написана очень удобно.  Такая партия – мечта любой певицы.

Еще одна моя любимая партия – Эболи в «Дон Карлосе» Дж. Верди, хотя удобной ее никак не назовешь, так как написана она практически для двух разноплановых голосов – для колоратурного меццо-сопрано и для драматического сопрано/высокого меццо. И всю партию нужно спеть матовым, богатым, красивым, наполненным тембром – ни в коем случае не сопрановым. Ну, и сам по себе образ Эболи очень интересен для меня. 

Каждый раз меняется мой взгляд и на роль Кармен. Это три основные партии, которые я сейчас исполняю в разных театрах России и мира. Сам материал роли дает прекрасные возможности для того, чтобы экспериментировать, потому что в образе этой непростой женщины скрыто очень много интересного. Каждый год я нахожу какие-то новые краски образа – в зависимости от того, с какими  партнерами пою Кармен на сцене. А вокально я стараюсь сохранить то, что мы сделали в 2015 году в Большом театре с Туганом Сохиевым. Я стараюсь, где бы я ни выступала, петь Кармен так, как выучила с этим замечательным Мастером.       

В одном интервью вы упомянули шутку, актуальную в среде вокалистов: «Режиссер – главный враг вокалиста». Если серьезно – были ли в вашей практике певицы режиссерские решения, в которых вам находиться и действовать было некомфортно? 

- К сожалению, нередко так происходит. Режиссер – человек, который хочет, с одной стороны, воспроизвести первоисточник (оперу), с другой – он непременно желает остаться в памяти зрителей как оригинальный интерпретатор данного материала. Поскольку ни с музыкой оперы, ни со сценографией, ни с костюмами героев постановщики сделать ничего не могут, основными объектами режиссерских фантазий становимся мы, певцы. Те современные режиссеры, которые не имеют базового музыкального образования, заставляют нас петь в неудобных мизансценах (лёжа, находясь на верхнем этаже, где-то вися и пр.), вносят в спектакль элементы эротики, которые не всегда заложены в нотном тексте композитора. Как мы справляемся с подобными «новациями»? Мой личный способ: я достаточно послушная певица и стараюсь выполнять все режиссерские пожелания, потому что мне хочется на начальной стадии постановки верить своему режиссеру. У меня как у актрисы есть определенные принципы, которые я не нарушу ни при каких обстоятельствах, ибо эти принципы заложены во мне родительским воспитанием: я никогда не стану оголяться на сцене (кроме тех мест, которые мы обнажаем летом, - но не тех, которые могут вызвать смущение у моего супруга и тем паче у моих детей!). А уже когда выпускается спектакль, я сама что-то меняю, учитывая при этом важное для меня мнение определенной группы моих поклонников, - порой втайне от режиссера, то есть, позволяю себе такую небольшую хитрость, без которой в нашей профессии не обойтись.   

 У вас есть певцы (певицы), которых вы назвали бы своим эталоном или, скажем скромнее, ориентиром в профессии?

- Сказать, что есть какая-то одна певица, служащая мне ориентиром, я не могу. У нас в России принято, что певец поет всё, написанное для голоса его типа. На Западе существует стилевая градация: есть россиниевские, белькантовые, вагнеровские, вердиевские певцы. Когда в начале своей карьеры я пела Золушку («Золушка» Дж. Россини. – Н.К.), я слушала Чечилию Бартоли, блестяще владеющую мелкой техникой, и пыталась по мере возможности что-то у нее перенять. В русском репертуаре, по моему мнению, никто пока не превзошел Ирину Константиновну Архипову. Что касается веризма, здесь очень хороша Елена Васильевна Образцова: ее Сантуцца в «Сельской чести» П. Масканьи до сих пор остается эталоном исполнения этой партии. В пограничном же репертуаре, между меццо и драмсопрано, мне кажется самой интересной Элина Гаранча (Эболи, Кармен, неаполитанские песни) – певица с исключительной техникой, роскошно звучащая в любом из залов.    

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА

                                                                                                                                                                                                                                                        ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АГУНДЫ КУЛАЕВОЙ  

 

 

 

       

Блоггеры
Александра Кузнецова
Александра Кузнецова
Блоги
Главный редактор Издательского дома "Качественный продукт", экономист,журналист и рассерженный предприниматель.
 Марина Бондарь
Марина Бондарь
Блоги
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Марина Бондарь. Я - психолог-психотерапевт, буду рада Вам помочь
Светлана Шевченко
Светлана Шевченко
Блоги
Естественное желание каждой из нас - быть красивой! Я рада Вас приветствовать на странице моего блога! Я готова публиковать свои работы и интересные статьи для Вас.
Тамара Куценко
Тамара Куценко
Блоги
Приветствую Вас на моей странице-блоге ИД "Качественный продукт"! Я - независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->