8 мая, 2021 - 03:09

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: КАК ПРОДАТЬ «МЯГКУЮ СИЛУ» (часть I I ))

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: КАК ПРОДАТЬ «МЯГКУЮ СИЛУ» (часть I I ))

 

                 СКФУ: проверку дистантом прошли на «отлично»

— И на научных, и на инженерных направлениях у нас обучается 1456 иностранных студентов, — вступает в разговор начальник управления международного сотрудничества Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Людмила Алиева. — География очень большая, что особенно почувствовалось в пандемию. У нас большая часть студентов осталась в общежитиях, а часть были на момент локдауна за рубежом. Так что нам приходилось обучать их в онлайн-режиме.

Мы оказались неплохо подготовлены, чтобы организовать дистанционное обучение. У нас развитая система коммуникаций и, соответственно, большой депозиторий образовательных и научных ресурсов. Но, тем не менее, пришлось перестраивать работу. Мы постоянно должны были быть на связи со всеми иностранными обучающимися. На сайте университета появились номера двух горячих линий. В вотсапе создали группы по институтам, по диаспорам, по укрупнённым группам, сделали канал в телеграмме.  

В университете есть научно-образовательный центр психологического сопровождения личностного и профессионального развития. Поэтому, как во многих других вузах РФ, мы его активно привлекли к работе с иностранцами. Раз в 2 недели они проводили на русском и английском языке специальные встречи с разными группами наших студентов, чтобы поддержать в сложной психологической ситуации. Разработали целую комплексную программу, отслеживали состояние учащихся на самоизоляции.

На первом месте среди проблем, которые возникали при дистанционном обучении, было отсутствие живого контакта с преподавателями. При всех доступных на тот момент коммуникациях всё равно это стало стрессогенным фактором. Было сложно выполнять задания. Многие боялись, что не сдадут сессию. Особенно мы переживали за наших выпускников 2020 года, постоянно курировали их, помогали разобраться с курсовым и дипломным проектированием. Боялись заболеть, боялись умереть в России. Когда дождались формата очного общения, все словно родились.

Положительная роль пандемии — улучшились на порядок компетенции преподавателей и студентов в цифровизации. В общежитиях появились большие компьютерные классы для самостоятельной работы студентов. Налажена подача документов онлайн в приёмную комиссию. Профориентационная работа иногда идёт в один день в пяти странах. Такой формат работы становится привычным, когда ты одновременно можешь «побывать» и в Греции, и в Иордании, и в Словакии.

Возвращаясь к теме экспорта образования, отмечу, что хорошая динамика у нас по программам двух дипломов. В 18-19 году у нас было пять таких программ, все с вузами Западной Европы, в 2020 году ректор поставил задачу сделать рывок, и теперь таких программ 43. Вектор набора сместился, в программы вошли вузы ближнего зарубежья. Это хороший плюс в программе экспорта образования. Такой формат работы помогает привлекать больше иностранных абитуриентов. Спасибо вузам-партнёрам за совместную работу.

КБГУ: дальше Ростова — можно

—  Мы с 1961 года обучаем иностранных студентов, так что у нас наработанные традиции, — поясняет начальник Управления международных связей Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) Рашад Кимов. — Мы живём на Северном Кавказе, в очень сложном геополитическом регионе, и рады, что к нам стали ездить люди. А то раньше мы выступали в качестве какого-то жупела: считалось, что южнее Ростова — ни-ни.

Сейчас мы ведём бурную внешне-экономическую деятельность в рамках экспорта образовательных услуг. Это глобальный бизнес, направленный на реализацию образовательных услуг студентам и слушателям из других стран с целью получения прибыли и расширения культурно-экономических связей. Если мы реализуем эту концепцию на достойном уровне, у нас будет и экспорт образования, и деньги.

Сегодня принято выделять три вида экспорта образования:

  • Академическая мобильность.
  • Открытие филиалов за пределами государства.
  • Трансграничное/транснациональное образование.

Академическая мобильность считается самым важным показателем экспорта российских образовательных услуг, определяется численностью иностранных граждан, а также величиной дохода, который приносит эта сфера деятельности. Могу заверить, что КБГУ в этом направлении достиг значительных успехов и находится в числе лучших вузов страны и по устойчивому росту набора иностранных студентов, и по качеству образования. На всех уровнях, начиная от подготовительного и вплоть до аспирантуры. Более того, бренд КБГУ стал узнаваем, сейчас прямо переизбыток желающих поступать к нам.

Прекрасная составляющая экспорта образовательных услуг — открытие филиалов за рубежом. Если мы хотим, чтобы они стали пропагандистами интересов России за границей, требования к ним должны быть гораздо выше, чем к самим вузам. Для вузов нашего уровня это неподъёмно. Что мы, КБГУ, можем реально предложить?!

Трансграничное/транснациональное образование — расширенный вариант дистанционного обучения. Ещё задолго до появления концепции экспорта образовательных услуг университет озадачился переводом практически всех учебных дисциплин на онлайн-формат. И мы оказались готовы к дистанционному образованию.

МГТУ: кластеры решают многие задачи

— Мы тоже плавно перешли в онлайн обучение, что позволило сохранить основной контингент иностранных студентов, — говорит декан факультета международного образования Майкопского государственного технологического университета (МГТУ) Фатима Пафова. — Опираясь на опыт РУДН, выбрали кластерный подход в развитии. Наш университет занимается подготовкой специалистов по техническим и технологическим направлениям. Кластерный подход позволяет решать три крупных задачи:

  • Образовательную.
  • Научную.
  • Инновационную.

Мы планируем открытие 8 региональных кластеров по нашим наиболее сильным направлениям. Это:

  • Медицина.
  • Создание инновационных инженерных стартапов.
  • Международная школа молодых учёных.
  • Центр перспективных агротехнологий.
  • Центр трансфера технологий и проектирования инновационных разработок.

АГУ: как региональному вузу стать экспортёром

— Мы находимся на границе с Китаем, 500 метров, и вы уже на территории другого государства, — говорит начальник Международного отдела Амурского государственного университета (АГУ) Наталья Ройба. — Такое уникальное расположение налагает на нас большую ответственность. Существует целый ряд мировых трендов в плане интернационализации обучения, но больше всего хотелось выделить один — объединение университетов с целью реализации проектов для международного рынка.

Мы понимаем, что, наверное, наша система образования и её продвижение на рынке немножко отстаёт. Ведь зарубежные университеты задались целью экспорта своего образования давным-давно. Там есть сильнейшая поддержка правительств. Для нас это особенно важно, особенно для небольших вузов, которые никогда не мыслили себя в качестве экспортёра. В этом году нам исполнилось 46 лет, международная деятельность ведётся с 92 года. Но как экспортёры, как исполнители показателей, которые нам задаёт Министертво образования, мы никогда себя не мыслили.

Минимальные требования для включения вуза в рейтинг экспортного потенциала:

  • Представленность в глобальных рейтингах.
  • Численность иностранных студентов.
  • Наличие программ на иностранных языках.
  • Взаимодействие с иностранными партнёрами.
  • Качество инфраструктуры.

Мы стараемся соответствовать. Для нас самое важное сейчас — представленность в глобальных рейтингах, потому что региональному вузу очень сложно туда попасть в принципе, тем более по всем параметрам. Наиболее вероятно по отдельным направлениям. У нас большой опыт с иностранными обучающимися, мы с каждым годом совершенствуем качество набора. Если раньше мы брали всех, то теперь на этапе отбора проводим с потенциальными абитуриентами очень большой спектр мероприятий. И уже потом проводим качественный отбор.

У нас есть подготовительное отделение, есть летние и зимние школы, которые проводятся регулярно. Кстати, они предназначены не только для студентов, но и для школьников.

В этом году мы запустили бесплатные образовательные программы по русскому языку для студентов вузов-партнёров, для тех ребят, которые планируют образование в России. Объединение потенциала вузов для решения поставленной госзадачи будет полезно всем.

Качество инфраструктуры пока оставляет желать лучшего, но уже в конце года планируется полная реорганизация кампуса, улучшение жилищ условий, повышение безопасности.

Вообще мы делаем ставку на увеличение коллабораций в научной сфере. Это связано с гуманитарными проектами, где наши учёные являются визитной карточкой. Это брифинговые группы или отдельные учёные, которые, двигая собственное имя, продвигая свои научные результаты на международный рынок, станут нашими амбассадроами, которые будут привлекать за собой прежде всего студентов на уровень магистратуры и аспирантуры.

…. Чтобы выиграть в конкуренции с зарубежными вузами, нужно предлагать по-настоящему уникальные программы обучения в тех сферах, где наша наука и технологии лидируют. Хочется надеяться, что государство на деле поможет российским вузам успешно вести такой непростой, но интересный бизнес, как экспорт образовательных услуг. И фантастическая на первый взгляд планка в 373 млрд рублей окажется вузам по силам.

                                               Наталья ВЕНЦЕНОСЦЕВА.

           

           

             

6 мая, 2021 - 14:28

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: КАК ПРОДАТЬ «МЯГКУЮ СИЛУ» (часть I )

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: КАК ПРОДАТЬ «МЯГКУЮ СИЛУ» (часть I )

          

В любом государстве система образования считается одним из элементов мягкой силы. Сегодня экспорт образования во всём мире — развитый бизнес, источник пополнения казны. Как обстоят дела в России, обсудили участники онлайн-конференции информационно-аналитического журнала «Российское образование».

Несколько лет назад в нашей стране был разработан федеральный проект «Экспорт образования», направленный на развитие экспортного потенциала вузов. Тогда же, в 2017 году, Президент заявил, что к 2025 году объём средств, полученных от экспорта знаний, должен составить 373 млрд рублей. Насколько мы близки к обозначенной планке? Как отразилась пандемия на образовательном процессе? Экспертное сообщество высказывает своё мнение на страницах «Качественного продукта», которое, мы уверены, будет интересно жителям южной столицы, где традиционно много иностранных студентов.    

            РУДН: кластерный подход нам в помощь

У нас в РУДН ежегодно обучаются более 30 тысяч человек из 160 стран, — говорит директор Департамента по международной проектной деятельности Российского университета дружбы народов Екатерина Мартина.

Десятки тысяч наших выпускников работают по всему миру. Сотрудничаем с вузами-партнёрами. Одним из итогов стало рождение идейного инновационного проекта, реализация которого должна идти на образовательном пространстве заинтересованных зарубежных стран силами совместно созданного российско-иностранного партнёрства.

Новая модель экспорта образовательных услуг — кластерный подход — подразумевает взаимодействие российских и иностранных учреждений. Характерный признак кластерного подхода — объединение экспертного опыта вузов, в частности, отраслевых. Через систему реализации проекта идёт интеграция наших вузов на международный рынок. Это не продвижение собственных образовательных программ, это коллективная работа, помогающая развитию совместных образовательных проектов. Консолидация ресурсов, усилий и потенциала.

В рамках кластерного похода РУДН отработал модель рекрутинга и подготовки талантливой молодёжи для поступления в российские вузы. В числе инструментов — Центр русского языка и довузовской подготовки, профильные классы. Для этого разработаны новые программы изучения русского языка как иностранного.

            Чтобы работа велась максимально эффективно, в РФ был сформирован межвузовский консорциум, куда вошли ведущие вузы страны (в том числе ЮФУ). Консорциум обеспечивает ресурсные центры на местах электронными цифровыми продуктами для освоения договорных программ на русском языке.

            По словам Екатерины Мартиной, дистанционный формат, на который пандемия «перевела» всех в 2020 году, внёс свои коррективы в подготовку высококвалифицированных кадров для национальных экономик. Кстати, эти коррективы носят преимущественно положительный характер: хорошо налаженные коммуникации позволяют привлечь к образовательному процессу значительную часть аудитории со всего мира.

                             НГЛУ: «сетевики» от образования

            — Сейчас в наших образовательных программах 16 иностранных языков, — рассказывает ректор Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) Жанна Никонова.

— За более чем 100 лет своего существования вуз накопил мощный потенциал. Основные направления подготовки: межкультурная коммуникация, международные отношения, реклама/связи с общественностью, туризм, мировая экономика, международный менеджмент, государственное муниципальное управление. Все наши студенты, приехавшие к нам из 30 стран мира, изучают не менее 3 иностранных языков, из них обязательно 1 редкий.

            Наш вуз имеет статус федеральной инновационной площадки. Мы развиваем основные и дополнительные программы для иностранных граждан. У нас более 70 вузов-партнёров за рубежом.

Конечно, из-за пандемии мы столкнулись с проблемами, как и все. Но спасибо нашей теснейшей кооперации с коллегами, работающими на экспорт образования. В итоге нам удалось поддержать студентов, и, помимо этого, появился онлайн подфак, который мы запустили отдельно.

            Большую роль в развитии экспорта образования играет сетевая форма организации образовательных программ. Для этого у нас есть разные форматы, к которым подключаются зарубежные вузы и общественные организации из городов-побратимов. Помогают коллеги из региональных вузов, есть кооперация с разными научными организациями. Это привлекает для обучения к нам аспирантов и студентов, и мы уже целевым образом готовим кадры высшей квалификации. Например, сейчас заканчиваем большую программу подготовки таких кадров для Таиланда.

Самыми активными странами для НЛГУ являются Сербия, Босния и Герцеговина, Германия, Приднестровская Молдавская республика, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Чехия. Важнейшую роль играет психолого-педагогическое и лингвистическое сопровождение иностранных граждан. Поэтому у нас работают тьюторы-наставники, которые обеспечивают это сопровождение, выявляют вектор дальнейшего самоопределения студента.

Благодаря совместным сетевым программам мы получаем:

  • расширенное тематическое экспертное сообщество
  • повышение качества преподавания
  • формирование у студентов востребованных компетенций за счёт возможностей разных вузов
  • повышение возможностей вариативности тематических модулей образовательных программ
  • рост конкурентоспособности образовательных программ на международном уровне.

— Известно, что вузы конкурируют между собой за студентов. Насколько сильна конкуренция за иностранных учащихся? Ведь это вопрос не только престижа, но и дополнительных доходов.

— Что греха таить, конкуренция есть. Она заставляет нас двигаться вперёд. Искать новые формы, искать своего студента. Задача нашего университета — не входить в условия прямой конкуренции. У вуза должна оставаться своя специфика.

Северо-Кавказский филиал РАНХиГС: надо транслировать опыт в регионы

На площадке Общественной палаты проводится обсуждение вопросов, связанных с экспортом образования, вопросов, которые на сегодняшний день не до конца урегулирован, тормозят процесс повышения привлекательности российских образовательных программ на международной площадке, — высказывает мнение директор Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Азамат Тлисов.

—  Мы имеем ряд дефицитов в законодательстве, в том числе связанных с академической мобильностью, с совместными образовательными программами. Это то, что требует сейчас повышения правового регулирования. Важно, чтобы эти моменты были отражены в законе «Об образовании». Здесь надо поработать и с экспертным сообществом, и с профильным министерством.

Процедура аккредитации образовательных программ, востребованных для международных форматов, усложнена. Есть сложность с подтверждением и международным признанием российских дипломов. Этот процесс должен стать более комфортным.

Нам необходимо опыт ведущих вузов транслировать в регионы, особенно в те, которые комфортны с точки зрения пребывания иностранных студентов. Нужно усиливать наше влияние.

— Считалось, что советское образование, полученное иностранцами, очень качественное. Можно ли то же самое сказать о российском образовании? Какие критерии оценки?

— Один из параметров — востребованность выпускников на рынке труда. И уровень доходов, который они могут получить.

Чтобы образовательная программа была качественной, требуются значительные возможности самого вуза: материально-техническая база, профессорско-преподавательский состав, научный потенциал. Большие проекты, которые реализуются в наших государствах-партнёрах, нуждаются в кадрах, способных справляться с этими задачами. Наши предложения в этой части на образовательном рынке могут быть востребованы. Но мы понимаем, что Россия — не единственная страна, предлагающая подобные услуги. В этом формате конкуренции качество, стоимость, условия для проживания студентов — всё это ложится в копилку для оценивания страны, где будет оплачиваться образование.

 

Северная Осетия: иностранцев привлекает бюджетная стоимость

—  Медицинское  образование сложное, напряжённое, нам тяжелее использовать дистанционные технологии, — констатирует ректор Северо-Осетинской государственной медицинской академии Олег Ремизов.

— До сих пор существует парадигма, что будущего врача надо обучать у постели больного. Но пандемия, конечно, поставила всё с ног на голову. Впрочем, теперь появились и плюсы: в связи с развитием дистанционных технологий мы имеем возможность предоставлять лекционный материал в формате телекоммуникаций, проводить обучение на симуляционной технике (часть симуляторов находится в виртуальной реальности).

Медицинское образование считается высокозатратным и иностранных студентов привлекает бюджетная стоимость обучения в вузах РФ. На сегодняшний день у нас обучаются студенты из 27 стран мира, но шорт-лист гораздо шире — порядка 60 стран.

— В период пандемии российские студенты-медики работали в красной зоне. Участвовали ли в такой работе иностранцы?

— Пандемия действительно позволила студентам проявить себя очень активно. Те, кто не имел навыка врачебной деятельности, 1-2 курс, пошли волонтёрами. Что касается старшекурсников, то они проявили себя не только в красных зонах ковид-госпиталей. Мы знаем, что большие нагрузки испытывала обычная плановая или даже экстренная медицина, и студенты влились в эти коллективы. Наш ординатор стал лучшим волонтёром страны. Путин отдельно это отметил, поздравив нашего выпускника с этим высоким званием. Мы были удивлены, что иностранцы также изъявили желание работать и трудиться. Их брали санитарами, средним медперсоналом, но не врачами-стажёрами. У них нет для этого необходимых документов — того же СНИЛСа, к примеру. Их работа была исключительно на добровольной основе, они оказали большую помощь. Помогали не только в России, но и в Абхазии, в Южной Осетии.

Северная Осетия: в пандемию были тактические сложности

Нашему университету 100 лет, — рассказывает проректор по внешним связям и развитию Северо-Осетинского государственного университета Алан Уадати.

— Набором иностранных студентов мы занимаемся с 2017 года. Пандемийный год стал для нас действительно очень сложным. Стресс был одинаковым как для преподавателей, российских студентов, так и для иностранных. Стратегических отличий не было. Но тактические сложности, специфические для иностранцев, они были.

Первое, что мы отметили: россияне по горизонтали помогали друг другу входить в онлайн режим. Наши иностранные студенты в силу коммуникационной специфики более замкнуты. И у них эта ситуация вхождения в дистант вызывала дополнительный стресс. Не все были готовы: скомканный режим, разные ресурсы для коммуникации, время, даже чисто с точки зрения биологических часов было сложно.

В нашем вузе иностранцы учатся в основном на тех направлениях, где есть большой объём лабораторных занятий. Это была реальная проблема, которая до сих пор до конца не решена, но процесс идёт.

Наши иностранцы, особенно из африканских стран, остро реагировали на возможное снижение качества обучения. Возникли и другие сложности: к примеру, с оплатой. Мы пошли навстречу студентам, предоставив рассрочку. Из хороших моментов:  российские студенты помогали своим одногруппникам переносить трудности, поддерживали их. Большую помощь оказывали национально-культурные сообщества.

Оптимист скажет: мы сейчас находимся в постпандемийном режиме, центрист — что между. Мы сейчас всё анализируем, готовимся и технически и кадрово, ищем варианты дополнительной поддержки, в том числе через механизмы эффективного контракта. Готовимся к приёмной кампании, ещё до конца не зная, как она будет проходить. Будет ли очный формат? Очень много вопросов.

Важной частью федерального проекта являются летние и зимние школы для иностранцев. Мы очень надеялись на этот формат. Пока нам неизвестно, заработал ли он в рамках федерального проекта. Также проект предполагал совершенствование правил въезда в Россию для иностранных студентов. Это тоже пока под вопросом.

27 апреля, 2021 - 01:59

Подведены итоги V Отборочного чемпионата ЮФУ по стандартам WorldSkills Russia

Подведены итоги V Отборочного чемпионата ЮФУ по стандартам WorldSkills Russia

 

23 апреля были подведены итоги V Отборочного чемпионата Южного федерального университета по стандартам WorldSkills Russia. Юбилейный Чемпионат стал для университета самым масштабным как по количеству задействованных в соревновательной части компетенций, так и по количеству участников и экспертов.

 

За звание лучших в 19 компетенциях боролись более 130 студентов ЮФУ. Их мастерство оценивали 170 экспертов из числа сотрудников университета, профильных организаций и бизнес-сообщества. По итогам двухдневных соревнований, проходивших на площадках в г. Ростове-на-Дону и г. Таганроге, определены победители, которые представят университет на Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по следующим компетенциям:

09 Программные решения для бизнеса,

39 Сетевое и системное администрирование,

F4 Разработка решений с использованием блокчейн технологий,

F4J Разработка решений с использованием блокчейн технологий,

F6 Разработка мобильных приложений,

F8 Кибербезопасность,

R71 ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8»,

V01U Технологическое предпринимательство,

17 Веб-дизайн и разработка,

F5 Машинное обучение и большие данные,

R46 Промышленная роботехника,

D1 Физическая культура, спорт и фитнес,

R21 Преподавание в младших классах,

T29 Преподавание английского языка в дистанционном формате,

R9 Туризм,

E57 Администрирование отеля,

R11 Предпринимательство,

R5 Преподавание технологии,

R4 Дошкольное воспитание.

Медали и дипломы победителям вручали руководители структурных подразделений ЮФУ, представители крупнейших IT-компаний региона, выступивших партнёрами Чемпионата (Distillery, Inostudio, Oggetto, Afterlogic, Meotyda), а также председатель Городской Думы – глава г. Таганрога Инна Титаренко и директор Регионального центра информационных систем Р.С. Усатый.

Внимание и поддержка профильных организаций и компаний подчеркивает огромное значение развития чемпионатного движения по стандартам WorldSkills Russia, его роли в подготовке квалифицированных специалистов и формировании уникального профессионального сообщества.

 

«Для конкурсантов такие мероприятия – это вызов для проявления не только профессиональных, но и личностных, волевых качеств. Для экспертов – это практически круглосуточная работа по организации площадки, подготовке и оценке работы участников, привлечения волонтеров. Мы приложим все усилия, чтобы наши конкурсанты достойно представили Южный федеральный университет и свой регион на Национальном чемпионате», – прокомментировала Татьяна Ефремова, к.п.н., доцент Академии физической культуры и спорта. главный эксперт чемпионата V отборочного чемпионата Южного федерального университета по стандартам «Ворлдскиллс Россия (WorldSkills Russia)» по компетенции физическая культура спорт и фитнес.

16 мая, 2020 - 16:31

Конкурсам и фестивалю – быть!

Конкурсам и фестивалю – быть!

 

 

РРОО «ЦЕНТР» приступила к реализации второго этапа проекта «Язык - духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» по Договору № 19-2-011180 о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, и объявила о проведении с 1 апреля 2020 года трех областных литературно-творческих конкурсов и фестиваля для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет по произведениям детских донских авторов:

 

«Краски донского слова» - конкурс рисунков,

«Знатоки донской литературы» - конкурс кроссвордов,

«Литературные таланты Дона» - конкурс рассказа/сказки,

Фестиваля видеороликов «Читаем семьей книги детских донских авторов».

С положениями и методическими рекомендациями конкурсов и фестиваля, можно ознакомиться на сайте РРОО «ЦЕНТР»

 

http://rroo-center.ru/

 

Будем рады видеть вас среди наставников и участников!