Лента новостей
Лучшие предложения рынка валюты
Покупка Продажа
USD нал. 0.00 0.00
EUR нал. 0.00 0.00

«НЕПРЕРЫВНЫЙ ТАНЕЦ ЖИЗНИ»

Главная » Мероприятия » «НЕПРЕРЫВНЫЙ ТАНЕЦ ЖИЗНИ»

   

Буду откровенна: узнав о готовящейся в любимом театре постановке «Кармины Бурана», я испытала некоторую досаду: ну почему этот материал? Почему не новое название одной из опер, никогда доселе в театре не звучавшей? Да и нужно ли нашему весьма специфическому по менталитету и духу городу подобное сочинение? Дойдет ли оно до ума и сердца зрителя? Будет ли востребован, а значит, и продаваем, спектакль? Эти и подобные мысли гнездились в моей голове, пока я не попала на одну из сценических репетиций «Кармины». Вопросы отпали…

       Театр определил жанр спектакля как «оперно-балетная мистерия в двух действиях» по сценической кантате немецкого композитора Карла Орфа. Композитор написал эту кантату в период между двумя самыми грандиозными войнами 20 столетия – в 1937 году. Источником вдохновения для Орфа послужил поэтический сборник конца 12 века, в котором нашли отражение самые разные темы и образы: размышления о жизни и смерти, о всевластности и непредсказуемости колеса Фортуны, о быстротечности жизни и как следствие – мысль о том, что жить нужно здесь и сейчас, и по возможности полнокровнее, не чураясь простых, в том числе плотских, человеческих радостей. Размышления о морали соседствуют здесь с записями застольных песен, обличение людских пороков – с удивительной любовной лирикой, философские рассуждения – с сатирическими студенческими стихами. Все мы прекрасно понимаем, что любой спектакль «зацепит» современного зрителя в том лишь случае, если будет созвучен мыслям, чувствам и чаяниям человека сегодняшнего дня, живущего в 21 веке. В «Кармине» это произошло. В который раз дивлюсь…нет, не умению, а ТАЛАНТУ художественного руководителя театра Вячеслава Кущева подбирать такую команду постановщиков, которая только и сможет вызвать к жизни именно данный сценический материал.

       На постановку был приглашен один из лучших сегодня оперных режиссеров Европы и мира, художественный руководитель Московского государственного академического музыкального театра имени Натальи Сац, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных премий России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Георгий ИСААКЯН, хорошо знакомый ростовским зрителям. Дирижером-постановщиком выступил главный дирижер РГМТ, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России  Андрей АНИХАНОВ, а хореографом-постановщиком – художественный руководитель балетной труппы Театра им. Н.И. Сац и труппы балета Музыкального театра Республики Карелия, заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат «Золотой маски» Кирилл СИМОНОВ. Нельзя не сказать о филигранной – впрочем, как всегда! – работе хормейстера-постановщика, главного хормейстера Ростовского музыкального театра, з.д.и. России, профессора Ростовской консерватории Елены КЛИНИЧЕВОЙ; о лаконичном и метафорически очень выразительном визуальном облике спектакля (художники-постановщики москвичи Екатерина ЗЛАЯ и Александр БАРМЕНКОВ), о безупречно точном стилистическом попадании в решение костюмов персонажей художника по костюмам Натальи ЗЕМАЛИНДИНОВОЙ.

      В спектакле 25 сцен – соответственно количеству стихов в кантате К. Орфа. Первая сцена перекидывает арку к аналогичной финальной картине спектакля – это знаменитая «О, Фортуна», ставшая хитом и часто звучащая на телевидении, в рекламе и даже на стадионах. А помещенные между прологом и финалом 23 картины являют собой напрямую сюжетно не связанные друг с другом сцены и зарисовки, отражающие  самые разные стороны человеческого бытия. При этом Г. Исаакяну удалось добиться «перетекания» одного номера в другой, что обеспечивает непрерывность действия. Главная мысль, объединяющая все 25 картин, - колесо Судьбы, или Фортуны (кому как больше нравится) вертится постоянно, независимо от наших желаний и воли, и никто не знает, какой виток это колесо совершит в следующий момент.

       В первой картине на фоне облаченных в средневековые одежды артистов хора солистам (сопрано и тенору) предложена игровая сцена без слов: молодые мужчина и женщина наводят марафет перед большим зеркалом. Мужчина бреется, а девушка пытается занять свое место у того же зеркала,  дабы наложить косметику на лицо. В итоге происходит стычка, которая заканчивается убийством (он перерезает ей горло бритвой). Так от бытовой, по внешним признакам, сценки постановщики поднимаются до обобщения: в жизни есть масса ситуаций, в которых люди, не желая уступать друг другу в мелочах, нередко доводят дело до настоящей трагедии. В финале, когда артисты хора вновь поют «О, Фортуна», сцена между теми же героями повторяется, но в обратной последовательности составляющих ее эпизодов.  Колесо Фортуны совершает свой бег непрерывно, и в нашей власти вовсе не покорно принимать превратности судьбы, а по возможности противостоять ей собственными действиями, при этом не теряя нравственной основы таких  действий – думается, театр свойственным лишь ему пластическим языком хотел подчеркнуть сию истину.

       К слову, о пластической составляющей «Кармины», или о грандиозной работе Кирилла Симонова. В интервью радио «FM-на-Дону» балетмейстер сказал, что труппа балета Ростовского музыкального театра никогда еще не сталкивалась с современным хореографическим языком. Я бы внесла небольшие коррективы: сталкивалась, и это были авторские постановки народного артиста России Алексея Фадеечева «Гамлет» и «Драма на охоте». Но в бесспорно эксклюзивных спектаклях Фадеечева главная нагрузка ложилась, конечно же, на солистов балета, играющих главные роли. Да-да, я не оговорилась: именно РОЛИ! Не обладая мастерством драматических артистов, невозможно было бы работать ни в «Гамлете», ни в «Драме…» Что касается кордебалета, пожалуй, соглашусь с К. Симоновым: кордебалету в плане освоения современного хореографического языка повезло меньше, чем ведущим солистам. В «Кармине» такая возможность представилась. Насколько же свободно и раскованно «задышали» здесь все участники сценического действа! Сочетание драматической, трагической стихий, юмора и даже сарказма в постановке налицо. Но, пожалуй, с наибольшей выпуклостью саркастическая, даже гротескная, струя проявилась в сцене 12 «Когда я жил у озера».    

        На сцене солист-тенор в белой балетной – правда, не накрахмаленной,  пачке, с солидной подложенной «толстинкой». Он поет свою песнь «Когда я жил у озера, когда я был красивым, то был подобен лебедю…» Параллельно на авансцене солисты балета танцуют фрагменты постановок шедевра Петра Чайковского «Лебединое озеро». И белый лебедь, и черный – все здесь есть. Сама хореография – аллюзия на темы постановок таких корифеев-балетмейстеров, как Мариус Петипа и Михаил Фокин. Зритель от восторга заливается смехом. А разве в нашей современной действительности не перемешано трагическое и смешное, на грани гротеска? На мой вкус, сцена с Лебедем – одна из наиболее колоритных в спектакле.

        Дирижерская работа маэстро Андрея Аниханова, как всегда, выверена  стилистически;  выявлены все драматургические контрасты непростой в ритмическом отношении музыки Карла Орфа. При этом все лирические фрагменты партитуры интонированы Анихановым любовно и трепетно, и  солистам петь с этим выдающимся Мастером – сплошное удовольствие, которое сразу же передается нам, зрителям.

         Наконец, о солистах. В кантате Карла Орфа три вокальные партии – для сопрано, тенора и баритона. У сопрано меньше всего музыкального материала, но для солисток оперы он непривычен в мелодическом отношении, стилистически и интонационно сложен. Обе певицы – примадонна РГМТ Наталья Дмитриевская и выпускница Ростовской консерватории 2014 года (класс заслуженной артистки России Елены Романовой) Анастасия Кулябина справляются с задачей с честью, без видимого напряжения, обе показывают отличное владение нюансами piano и pianissimo в верхнем регистре. Партия тенора написана тесситурно очень высоко. Премьеру пел Сергей Маньковский, второй спектакль Виталий Ревякин. Думается, тембрально богатому и яркому лирико-драматическому тенору Ревякину  пока непросто дается столь высокая партия. А может, она еще недостаточно впета. В этом плане лирический тенор Сергей Маньковский чувствует себя в материале более уверенно. Оба баритона – заслуженный артист России Петр Макаров и совсем молодой Иван Сапунов и вокально, и актерски оказались на высоте.

        Новая работа театра была принята зрителем восторженно. Очень хочется, чтобы овации не стихали, чтобы залы на «Кармине» были переполнены не только на премьерных показах. Ведь материал этой мистерии дает возможность каждому задуматься о себе, о своем месте в этом мире и еще раз задать себе базовые, глобальные вопросы, на которых строится бытие человека во Вселенной. Колесо Фортуны остановить невозможно, но выбор все-таки за каждым из нас…

                                                                          НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА

                                                                       ФОТО: ДМИТРИЙ МЕЛЬНИКОВ

Блоггеры
Александра Кузнецова
Александра Кузнецова
Блоги
Главный редактор Издательского Дома Качественный продукт
Главный редактор Издательского Дома Качественный продукт, профессиональный экономист, журналист и рассерженный преприниматель
Сергей Рулёв
Сергей Рулёв
Блоги
Видеоблоггер ИД Качественный продукт
Самые острые репортажи от видеоблоггера ИД Качественный продукт
Татьяна Шишкина
Татьяна Шишкина
Блоги
Меня зовут Татьяна Шишкина. Я - Дизайнер
Здравствуйте, дорогие читатели и собеседники! Меня зовут Татьяна Шишкина. Я - Дизайнер женской и детской одежды! Так же занимаюсь дизайном одежды ручной вязки. Мне очень интересно создание красивой Бижутерии. А производство штор и красивых подушечек вдохновляет к интересному оформлению интерьеров и свадебных залов. Все создаю Я своими руками).
Бондарь Марина
Бондарь Марина
Блоги
Меня зовут Марина Викторовна! Я - психолог-психотерапевт
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Марина Бондарь. Я - психолог-психотерапевт, буду рада Вам помочь
Михайлова Ольга
Михайлова Ольга
Блоги
Ольга Ивановна Михайловна председатель РОО "Финпотребсоюз", организации, которая консультирует по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также в судах защищает их интересы, выигрывает очень сложные дела у самых отъявленных монстров финансового рынка! Не знаете к кому обратиться, если вас обидели в финансовых учреждениях, - обращайтесь в ФИНПОТРЕБСОЮЗ!
Светлана Шевченко
Светлана Шевченко
Блоги
Естественное желание каждой из нас - быть красивой! Это утверждение находит отклик в словах известного дизайнера Валентино Гаравани, и в моей работе. Я рада Вас приветствовать на странице моего блога! Мой наработанный опыт, а также постоянное обучение новым методикам, подтверждение должного уровня профессионализма позволяют мне поделиться навыками своей работы. Я готова публиковать свои работы и интересные статьи для Вас.
Правозащитник
Правозащитник
Блоги
Союз поддержки и защиты прав потребителей по "Правозащитник" консультирует потребителей по вопросам их защиты, выступает от их имени в суде, проводит рейды по торговым точкам в целях выявления нарушений защиты прав потребителей, проводит обучающие семинары для малого бизнеса по вопросам защиты прав потребителей. Все это помогает потребителям защищать свои интересы, а предпринимателям экономить средства, которые они тратят на штрафы и иные расходы!
Тамара Куценко
Тамара Куценко
Блоги
Приветствую Вас на моей странице-блоге ИД Качественный Продукт! Я являюсь независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Партнёр международной компании "Найдём адвоката". Автор статей и публикаций в СМИ Меня часто приглашают в качестве эксперта по различным правовым вопросам. Моя деятельность основывается на принципах законности, доступности, добросовестности, профессионализме и конфиденциальности. Данный блог — некоммерческий проект.

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
Хочу заказать эту эффективную рекламу!
Оформить предварительный заказ
Заказать
-->
 
Закрыть
Напишите нам
 
Имя Отчество:
 
E-mail:
*
 
Номер телефона:
*
 
Сообщение:
 
Изменить число
*
Введите текст с картинки:
 
*
- поля, обязательные для заполнения!
 
 
Подписаться
Имя Отчество:
 
Номер телефона:
с кодом города
 
E-mail:
*
 
Когда позвонить?
 
Изменить число
*
Введите текст с картинки:
 
 
Заказ обратного звонка
Имя Отчество:
 
Номер телефона:
с кодом города
 
E-mail:
*
 
Когда позвонить?
 
Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с  политикой конфиденциальности