Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг

Главная » Эксклюзив » Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг

Понятие «транспортные услуги» - собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Регулирование отношений в области транспорта невозможно без учета особенностей транспорта определенного вида, Гражданский кодекс РФ устанавливает лишь общие правила перевозки, хранения грузов и багажа, транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом ряд норм ГК РФ, посвященных транспортным услугам, носит отсылочный характер.

Наличие специального законодательства не исключает применения к транспортным услугам положений законодательства о защите прав потребителей.

Специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей, за исключением случаев, когда акты транспортного законодательства приняты до введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей. Хотя в Постановлении прямо назван только один вид транспортных услуг - перевозка, указанный специальный режим распространяется и на иные транспортные обязательства, включая обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, транспортно-экспедиционные обязательства.

Поскольку деятельность по перевозкам различными видами транспорта связана с повышенной опасностью, законодательство устанавливает, что ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, наступает по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК, т.е. об ответственности по деликтным обязательствам. Также ответственность за причинение вреда пассажиру как потребителю наступает у исполнителя в силу ст. 14 Закона.

Как бы законодательно ни была урегулирована рассматриваемая сфера оказания услуг, нарушения прав потребителей являются регулярным явлением. Самыми частыми и распространенными правонарушениями являются:

  1. Пропуск остановок внутригородским транспортом;
  2. Отказ либо неверный расчет сдачи при оплате потребителем проезда;
  3. Повреждение имущества, здоровья пассажиров при превышении максимальной вместимости транспортного средства;
  4. Отсутствие лент проездных билетов у водителя при городской перевозке;
  5. Отсутствие валидатора безналичной оплаты или его неработоспособность;

          Нарушенные права в сфере перевозки пассажиров и багажа потребитель может защитить в порядке ст. 29 Закона.

Норма статьи гласит, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

-соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

-безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

   В случае возникновения конфликтной ситуации, потребителю необходимо в письменном виде обратиться к исполнителю с изъявлением своих требований согласно нормам закона.

Согласно статье 31 Закона РФ удовлетворить требование потребителя исполнитель обязан в течение 10 дневного срока с момента вручения ему требования, либо дать письменный мотивированный отказ в случае невозможности.

Если потребитель не согласен с действиями исполнителя в рамках претензионного разбирательства, либо проигнорирован исполнителем, то потребитель в силу статьи 17 Закона в праве обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Также, потребитель не лишен права обращения в контрольно-надзорные органы для проведения проверки законности действий исполнителя транспортных услуг и привлечения виновных к административной ответственности.

Важно отметить, что согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» у контрольно-надзорных органов отсутствуют основания для проведения мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов без подтверждения потребителем соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                     Статья предоставлена ФБУЗ «ЦГ и Э в РО»

 

 

Блоггеры
Александра Кузнецова
Александра Кузнецова
Блоги
Главный редактор Издательского дома "Качественный продукт", экономист,журналист и рассерженный предприниматель.
 Марина Бондарь
Марина Бондарь
Блоги
Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Марина Бондарь. Я - психолог-психотерапевт, буду рада Вам помочь
Светлана Шевченко
Светлана Шевченко
Блоги
Естественное желание каждой из нас - быть красивой! Я рада Вас приветствовать на странице моего блога! Я готова публиковать свои работы и интересные статьи для Вас.
Тамара Куценко
Тамара Куценко
Блоги
Приветствую Вас на моей странице-блоге ИД "Качественный продукт"! Я - независимый профессиональный советник по правовым вопросам.

Подпишитесь на рассылку Стоимость подписки 500 руб. на 6 месяцев

Подписаться
-->