В Санкт-Петербурге обсудили национальную систему квалификаций и профессии будущего

В Санкт-Петербурге состоялся форум «Национальная система квалификаций для профессий будущего». В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти, инновационных промышленных компаний, отраслевых профессиональных объединений и союзов, специалисты научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений

В пленарной дискуссии «Квалификация и образование: новые горизонты сотрудничества для профессий будущего» генеральный директор Национального агентства Артем Шадрин обозначил приоритетные механизмы развития партнерства работодателей и вузов, особо заострив внимание на задачах включения требований работодателей в обучающие программы СПО.
Первой задачей, по словам Шадрина, является повышение гибкости профессиональных стандартов – в частности, через сокращение временного интервала между внесением предложений со стороны СПК и утверждением обновленных профессиональных стандартов с учетом этих предложений.

Вторая задача – выход в проектное обучение, позволяющее работодателям влиять на формирование у студентов как hard-, так и soft-skills в формате стажировок и производственных практик. Такая работа позволяет студентам получать опыт, в рамках которого преподаватель вуза является руководителем проекта, а представитель работодателя – ментором. Шадрин также отметил существенную роль Фонда инфраструктурных и образовательных проектов «Роснано» во взаимодействии с университетами.  «

-Эта деятельность позволяет выявить, насколько результаты образования соответствуют требованиям и компетенциям, которые предъявляет работодатель, – сказал руководитель Национального агентства.

Тема подготовки кадров для современных высокотехнологичных предприятий звучала на форуме в различных прочтениях.

Например, в выступлении «Новый дизайн модели взаимодействия субъектов рынка труда» руководителя направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) Анжелики Волковой речь шла о разработке методики подбора и оценки кандидатов в кадровый резерв руководителей вузов и НИИ.

-Впервые было проведено исследование в отношении этой категории высокопрофессиональных специалистов. Уникальность методики еще заключается в том, что профиль резервиста собирался самим сообществом ректоров и директоров НИИ на основе выбора ключевых для этой деятельности профессиональных и общих компетенций. Мы получили очень интересный материал для целого ряда управленческих решений, – отметила она.

Председатель Совета по национальным квалификациям в области телекоммуникаций почтовой связи и радиотехники Анастасия Оситис в своем докладе поделилась результатами мониторинга рынка труда, на основании которого Совет и эксперты из числа работодателей введут обновление квалификационных требований к профессиональным стандартам.

Разработанные с учётом мониторинга рынка труда "пакетно" профессиональные стандарты квалификационные требования и оценочные средства позволяют своевременно и качественно готовить кадры будущего, – сказала она в своем выступлении.

Председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина выступила с докладом на тему «Подготовка руководителей и преподавателей вузов – ответ на современные вызовы». Рассказывая о деятельности совета, она заметила, что несмотря на то, что совет по профессиональным квалификациям в сфере образования создан всего два года назад, многое удалось уже сделать, а миссия, возложенная на СПК весьма обширна.

-Серьёзной системой, позволяющей работать над качеством труда педагогических работников и создавать большие возможности для планирования собственной карьерной траектории в педагогической и научной деятельности, является Национальная система квалификаций, оператором которой выступает Национальное агентство развития квалификаций, – подчеркнула Духанина.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Алла Факторович выступила на круглом столе  «Кадровый резерв как  драйвер развития образовательного и научного потенциала».

-Формирование кадрового резерва, как и любое проектирование, начинается с создания образа результата, ответа на вопрос, что мы хотим получить в итоге, – сказала Факторович в своем выступлении.

В нашем случае это ответ на вопрос, какими компетенциями должны обладать люди, которые, возглавив, вуз или научную организацию, смогут сделать ее конкурентоспособной в современных условиях. В задачи проекта как раз и входила разработка такой модели компетенций. Она уникальным образом сочетает методические подходы и инструменты национальной системы квалификаций с самоописанием профессионального сообщества, с позицией тех, кто сегодня управляет вузами и научными институтами.

 

 

 

 

Раздел: 

pars_article