Юбилейный учебный год «ЭСТУС»

Тридцать лет назад открыла свои двери для учеников первая в Ростовской области частная гимназия «ЭСТУС». Это загадочное название, оказывается, легко расшифровать – эстетика, сотрудничество, труд, учёба и спорт.

Почему именно гимназия? Как она была создана и развивалась? Что представляет собой сегодня?

Эти вопросы, прежде всего, обращены к директору и председателю Совета учредителей гимназии, президенту Ассоциации негосударственных образовательных учреждений РО и региональному представителю Всероссийской ассоциации частных образовательных учреждений в Ростовской области Людмиле Старокошко.

- Как было принято решение открыть частную гимназию тогда, буквально в последние месяцы существования СССР?

- Лично ко мне решение пришло довольно просто – я из семьи преподавателей, сама работала в муниципальной школе. А когда у меня родился ребёнок, стал подрастать, я вдруг поняла, что мой личный родительский запрос к образованию не соответствует реальной действительности. Он намного выше. Я чётко представляла, что именно мне НЕ нравится. Мы – молодые учителя тех лет - ещё многого не понимали, но были активными, всё подряд критиковали, не всегда представляя себе, что же можем предложить взамен традиционного муниципального образования. Однако мы осознавали, что ребёнок, выйдя из семьи домашней, должен обрести другую естественную для него семью, уже в школе. И его интересы, ребячьи потребности должны быть максимально представлены в этой новой для него школьной семье.

- Были трудности с регистрацией?

- В 1991 году рыночная экономика вроде бы уже зарождалась, но в сфере образования о ней ещё понятия не имели. Всероссийская Ассоциация частных образовательных учреждений появилась лишь пять лет спустя. Аналогов не было, поэтому шли мы наугад, подчас ошибаясь и вновь пробуя, фактически были первопроходцами. А когда я при получении лицензии, согласно существовавшим требованиям, представила собственноручно написанную концепцию образовательного учреждения, то, к своему удивлению, услышала… слова одобрения руководства Городского отдела образования. Конечно, пришлось в концепции, да и во всём пакете документов кое-что подправить и дополнить, не без этого. Но право на образовательную деятельность мы тогда получили. Аккредитацию же с правом выдачи документов государственного образца нам выдали несколько позже.

- Как вы готовили себя к работе в новых условиях?

- Постоянно и ежедневно. Эта работа не прекращается и сейчас. А что касается дополнительной учёбы и стажировок, то несколько лет назад я в течение месяца знакомилась с работой частных и государственных школ, колледжей США. Привезла из той поездки много незнакомых мне ранее, но весьма дельных и эффективных технологий обучения, методик, которые в дальнейшем очень пригодились и используются нашими педагогами по сей день.

- У вас ведь был какой-то необычный набор в только что открывшуюся школу?

- Те дети, которых мы начинали готовить к школе, пошли в первый класс. Они и стали первыми нашими семью учениками. Одновременно прошёл набор пятнадцати подготовишек. Окончив первый класс, ребята шли во второй, затем в третий класс, а на их место приходили младшие. И так я со своими воспитанниками, которых в качестве классного руководителя вела с самого начала, дошла до девятого класса. Как раз тогда мы получили государственную аккредитацию, и качество знаний наших учащихся было таково, что учреждению был официально присвоен статус гимназии. А это значит, что уровень знаний наших учеников был (как минимум) на 25% выше знаний их сверстников из обычных школ.

Мы сразу стали делать упор на гуманитарное образование, ведь детям, в первую очередь, необходимо научиться правильно коммуницировать с людьми, уметь адаптироваться в мире, стать полезной и яркой ЛИЧНОСТЬЮ, уважающей себя и окружающих.

- Этой своей миссии вы придерживаетесь все эти годы?

- Мы её в основном не меняли. Сегодня в нашей гимназии занимается более трёхсот учеников, есть два детских садика, где обучение, скажем, английскому языку ведётся с трёхлетнего возраста и в то же время дети приучаются ухаживать за собственным садом, постигают много полезного.

Однако каждый руководитель, на мой взгляд, время от времени должен производить перезагрузку, что очень важно. Жизнь сегодня изменяется с фантастической быстротой, и важно, чтобы наши учащиеся воспринимали все позитивные изменения в окружающем мире первыми. Тогда они будут в дальнейшем не только востребованы, но и сами смогут во многом формировать свою судьбу и карьеру.

- Каковы ваши требования к команде сотрудников?

- Руководителю необходимо заразить людей своей идеей, своей энергией и видением результата, причём людей очень разных, пришедших их разных школ. Это непросто, но нам помогло то, что двигались мы постепенно. На сегодняшний день наш коллектив общей численностью около ста человек – педагоги и обслуживающий персонал – я смело могу назвать командой единомышленников.

- Привлекаете ли вы к занятиям вузовских преподавателей?

- Поначалу привлекала, но потом отказалась от этой идеи, поняв, что у преподавателей вузов немного другая ментальность. Они вполне справедливо считают, что достаточно дать ученику инструмент, удочку, сказать, ГДЕ найти рыбу, чтобы он добыл её сам. В школе же учебный процесс происходит иначе – ребёнок может капризничать, может забыть о контрольной, может не хотеть чего-то, не выполнить домашнее задание. Но в результате он всё равно обязан овладеть знаниями в полной мере, вот конечная цель.

- Говорят, что в «ЭСТУС» создана какая-то особая среда, своя культура, аура, что ли…

- Каждый метр нашей площади должен использоваться по максимуму, а каждое занятие должно мотивировать учащегося. Что-то не получается в учёбе, удастся в театре или в художественном творчестве, в спорте. Невозможно не быть в чём-то успешным! На каком-то этапе у каждого ребёнка обязательно должен быть успех, достижение. А если этот успех развивать, подтянется и учёба. Всем нам хочется, чтобы нас заметили, отметили и поддержали. Ведь, правда? Это дороже премии в конверте. Без денег никак, но от признания окружающих все мы, включая взрослых и детей, растём в собственных глазах, что называется – окрыляемся.

Одновременно, мы даём в гимназии детям возможность спокойно отдохнуть, релаксировать, что особенно необходимо самым младшим.

В штате ЧОУ гимназии «ЭСТУС» работают два психолога, приглашаем высококвалифицированных специалистов и со стороны. Поэтому нам  удаётся практически избежать детского буллинга и наладить положительную созависимость между людьми, в том числе созданием коллективного разума, показом мудрых фильмов и спектаклей, воспитанием гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями и многим другим.

Кроме профессионального наполнения уроков, в течение длинного учебного дня мы стараемся привить детям умение решать возникающие повседневно проблемы, общаться со сверстниками, умение дружить, наконец. Вот и весь секрет нашей «среды».

Важно, не ЧТО ты даёшь детям, а КАК! Эта тонкость отличает одну школу от другой и отвечает на вопрос, почему родители хотят отдать своих чад именно сюда, а не в ближайшее к дому учебное заведение.

- Как вы относитесь к конкуренции со стороны вновь появляющихся и уже действующих частных учебных заведений?

- Она меня радует. Чем больше создаётся таких школ, тем шире выбор у родителей. Монополии не должно существовать. Я рада многообразию учебных программ и направлений развития ребёнка. Всё это работает только на повышение качества образования.

- Родители ваших учеников – сплошь состоятельные люди?

- В большинстве своём это люди среднего или чуть выше среднего достатка -  люди науки, образования, бизнеса, управленцы, много медицинских работников. Ведь, хотя мы и находимся в центре города, в достаточно престижном районе, но цены держим весьма демократичные. Придя к нам, люди сразу понимают, что здесь оплачивается качественное обучение и содержание детей, а никак не социальный или имущественный статус. Мы не  строим «картинку», а пытаемся воспитать современного во всех смыслах человека - умного, здорового, разностороннего, тонкого и отзывчивого, открытого будущему. Если родителей это устраивает, тогда к нам, тогда Добро пожаловать!

 

                                                                 Александр   Молчанов

 

 

 

Раздел: 

pars_article