АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО – ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ…

Александр Родченко (5.12.1891 – 3.12.1956) – русский и советский художник, скульптор, плакатист, фотограф, один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.

Его считают Гением во всех более-менее продвинутых в художественном отношении странах. И это никем не оспаривается. Александр Родченко совершил творческую революцию в современной фотографии, дизайне, рекламе не только Российской Федерации, но и всего мирового креативного сообщества. Застолбленные им художественные приёмы сегодня воспринимаются как очевидные, но сотню лет назад сотрясали все привычные устои. Родченко многие не принимали, жёстко критиковали. А он, будучи участником Всемирной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже, назвал эту мировую столицу художественной жизни тех лет творческой провинцией. И даже великий француз Ле Корбюзье не мог с этим не согласиться – советские авангардные художники и архитекторы на тот момент действительно были «впереди планеты всей».

 

С 130-летию грандиозного новатора ДГТУ объявил международный конкурс  вдохновлённых творчеством Родченко и посвящённых ему плакатов, который называется «РАКУРС. ФОРМА-2021». Откликнулись молодые художники из 22 стран мира, буквально со всех континентов (Антарктида и Африка не в счёт). Естественно, не остались в стороне и студенты кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ, двадцать работ которых представлены на открывшейся в Ростове выставке «Круг Родченко. Стильные люди», организованной «МУЛЬТАМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА» совместно с кинотеатром «Горизонт CINEMA&EMOTION».

Тут же можно увидеть и фотоработы самого Александра Михайловича – он делал автопортреты, снимал многих великих людей своего времени, с которыми тесно дружил; стал автором и движителем в нашей стране профессионального фотомонтажа, новаторски играл с ракурсами, с фокусом, освещением и тенью.

«Эта выставка – дань уважения наших студентов Гению не только отечественного, но и мирового дизайна, автору современной фотографии и многих других направлений современного искусства - говорит доцент кафедры дизайна Академии архитектуры и искусств ЮФУ, кандидат технических наук Юлия Гадзиян, эксперт World Skills Graphic design. – Плакаты получились абсолютно разными, но очень интересными. Думаю, Александр Родченко был бы счастлив, ведь  сбылась его мечта – ребята посмотрели на его творчество под разными, порой непривычными ракурсами. Что для него было очень важным, если не главным. Работы наших студентов выполнены в стилистике плакатов того времени, достаточно минималистичны, в них используется конструктивистский шрифт и фотоколлаж. На плакатах часто присутствует рамка и ярко красный революционный цвет, отражающий дух того времени, кстати, любимый цвет Александра Родченко, наряду с чёрным и белым».

Художники-авангардисты начала прошлого века, к которым принадлежал и Александр Родченко, хотели уйти от излишней изобразительности, иллюстративности в искусстве, для чего нужно было полностью «обнулиться» и творить на чистом холсте восприятия, уйти в упрощение и геометризацию. И Родченко смело можно назвать основателем российского и мирового дизайна, автором современной фотографии, киноафиш и визуальной рекламы – человеком, который в обыкновенных вещах видел нечто необыкновенное.

Он тесно дружил Владимиром Татлиным – лидером течения русских авангардистов,  который дал Александру Михайловичу очень многое в профессиональном плане и главное - возможность участвовать в выставках. Начав преподавать во ВХУТЕМАСе, он проявляет себя как скульптор, конструирует объёмные формы – прообраз будущего 3D-моделирования, создаёт многофункциональные предметы быта и мебель оригинального дизайна. Презирая вещизм, Родченко разработал собственную концепцию «Товарищ Вещь», в которой придумывал мультифункциональные предметы на все случаи жизни. Вещь должна быть вашим товарищем, вашим другом и соратником, чтобы пройти с вами долгий замечательный путь. И вам хотелось бы того же самого. В этом он весь!

Александр Родченко – безусловный новатор в области фотомонтажа (фотоколлажа), впервые отошедший от живописных изображений к более плоскостным, с использованием газетных вырезок, открыток и шрифтового оформления. Коллаж при этом стал более броским и концептуальным при огромном профессионализме в отношении композиционного пространства. Позже Родченко в сотрудничестве с ещё одним своим близким другом, Владимиром Маяковским, активно использовал это в рекламе, в создании агитационных плакатов, при иллюстрировании книг и журналов. Они вместе создали революционный фирменный стиль АО «Добролёт», рекламировали продукцию «Моссельпрома» и «Резинотреста». А создание рекламы «Моссельпрома» на большом фасаде его здания было полнейшим успехом, и признано сегодня классикой!

Художник считал, что реклама нужна любой вещи, что это и есть ИМЯ вещи. И это имя надо сделать грамотно и повторять его, когда говоришь даже о самом распрекрасном товаре.  

Их плакаты вдруг «заговорили», став прообразом современных комиксов. На знаменитом плакате с использованием изображения подруги Маяковского Лили Брик, наконец, произошла визуализация речи. Эта работа была настолько хороша, что и сегодня нещадно используется в различных интерпретациях. Что только не заставляют сегодня кричать эту молодую женщину! Стало быть, автор первого комикса – Александр Родченко.

Он также сконструировал и первый «универсальный комбинезон», который (в тенденциях того времени) лишал всех людей гендерных и социальных различий, делая их абсолютно равными. Сейчас это воспринимается весьма странно и забавно, но тогда считалось, что одежда должна быть: А. функциональной и Б. практичной. То есть создавался единый стандарт костюма, который чуть корректировался лишь в зависимости от профессиональной принадлежности человека.

В фотографии Родченко – тот же революционер! Он дезориентирует ракурсы, делая их порой очень жёсткими по отношению к объекту съёмки заваливает перспективу. Но он не видит отдельного человека или предмет, он видит лишь дизайн-пространство, которое ему в данный момент интересно. Ему не столь важно расположение горизонта, важен контраст живого и неживого, статичного и динамичного, тёмного и светлого. Это полный разрыв прежних шаблонов! Он с лёгкость сочетает образ человека и сложную  метрическую композицию…

Александр Родченко с азартом брался за многое, и почти всё получалось талантливо, ярко, оставляя свой, только ему присущий след в мировом современном искусстве. Не всё однозначно принималось при его жизни, многое охаивалось, и только теперь видится истинный масштаб его творческого наследия. Поэтому и конкурс плаката, и выставка, на стендах которой совсем молодые наши дизайнеры и художники отдают дань памяти Гению в преддверие его юбилея, надеюсь, хоть немного приблизят те времена, когда русское искусство опять станет впереди планеты всей.

                                                                     Александр   Молчанов

Раздел: 

pars_article