ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЛИ: РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ

На площадке ТПП РО продолжилась серия семинаров, посвящённых актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности. Спикерами и партнёрами на них являются представители организаций-членов ТПП РО.

Очередной семинар был посвящён проверкам предпринимательской деятельности со стороны контролирующих органов. Его тема звучала как «Проверки. Что делать, если к вам пришли». Докладчиком выступил управляющий партнёр юридической фирмы «Medko Group» Виталий Медко. По традиции семинар проходил как в оффлайн, так и в онлайн режиме.

Юридическая фирма «Medko Group» в своей деятельности уже давно и успешно специализируется на следующих основных практиках:

  • арбитражные споры;
  • коммерческие споры;
  • коммерческая практика;
  • налоговые споры.

Раскрывая тему проверок контролирующими органами, Виталий Медко подчеркнул, что многие предприниматели не в полной мере владеют информацией по своим правам и обязанностям в плане взаимодействия с контролирующими органами. Они не знают, на чём акцентировать внимание при приходе на предприятие проверяющих, как строить линию защиты в различных  ситуациях. 

Основываясь на своём опыте и анализе имеющейся судебной практики, он предложил осветить следующие темы:

  • построение документооборота с проверяющими органами. Какие документы и когда предоставлять;
  • как подготовиться к вызову на допрос контролирующим должника лицам (КДЛ) и свидетелям;
  • в каком порядке предприятию раскрывать свои доводы и доказательства;
  • что делать, если на предприятие пришла проверка;
  • порядок обжалования отдельных действий (бездействий) проверяющих органов.

В начале своего выступления Медко обрисовал сложившуюся парадоксальную в стране ситуацию, когда правительство РФ с одной стороны продлевает мораторий на плановые проверки малого бизнеса ещё на один год — до 31 декабря 2021 года. Но при этом, буквально тут же, заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев сообщает о планируемом росте числа проверок в отношении организаций и предпринимателей в 2021 году. В ведомстве объяснили: рост проверок будет исходить в первую очередь за счёт проведения внеплановых проверочных мероприятий.

Далее Медко привёл статистические выкладки за 2019-2020 годы по камеральным плановым и внеплановым проверкам, проведённым ФНС. Оценивая эти данные, можно сказать, что, несмотря на заверения Правительства РФ их количество, а также количество результативных проверок и средний объём доначислений практически не изменились. Количество же выездных проверок за тот же период уменьшилось на треть, но при этом суммарный объём доначислений практически не изменился.

Что касаемо проверок по Роспотребсоюзу, то они статистику по 2020 году не дают. Но при этом, рассматривая  понедельную выборку за февраль, март и апрель 2021 года, можно говорить о резком росте количества проверок, как плановых, так и внеплановых. А также увеличивается количество результативных проверок, по результатам которых выявлены административные правонарушения.

Единственный орган, где произошло уменьшение количества проверок — это прокуратура. Но это скорее связано с ограничением их полномочий и передачи ряда функций смежным контролирующим органам. Прокуратура в большей степени выполняет надзор за деятельностью госорганов и органов муниципальной власти, — заметил Медко.

Он напомнил о вступлении с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Это напрямую говорит о том, что происходит последовательная политика, при которой необходимо кодифицировать нормы права, позволяющие стабильно, последовательно и достаточно определённо проводить проверки. По мнению Виталия Медко, данный закон не до конца проработан, в отношении кого он может быть применён, что неминуемо приведёт к возникновению множества недопониманий и споров.

Поэтому, подытоживая вступительную часть своего доклада В.И. Медко заметил, что «проверки – это тренд 2021 года, а также 2022 и 2023 годов. И основная задача бизнеса — не стать их жертвой, либо минимизировать те негативные последствия, которые возникают в связи с проведением проверок».

Переходя ко второй, более практической части своего выступления, Виталий выделил несколько основных типов взаимодействия с проверяющими органами:

  • пришли на предприятие и выявили правонарушение (более всего свойственно Роспотребнадзору);
  • обмен документацией, получение запросов о предоставлении документов, информации (этим активно занимаются ФНС, ФТС, органы полиции);
  • приглашение для дачи пояснений (прокуратура, ФНС);
  • «пришли и вынесли всё» (выемка документов) (ОБЭП);
  • возможна и комбинация любых указанных выше видов взаимодействия.

Останавливаясь на ошибках, которые допускают налогоплательщики при работе с налоговым органом, спикер отметил, что во их избежание необходимо руководствоваться письмом ФНС от 25.07.2013 года за №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». При проведении камеральных проверок сотрудники ФНС по аналогии также применяют это письмо в своей работе.

Наиболее часто встречаемыми ошибками, по мнению Виталия Игоревича, являются:

Ошибка №1: «Можно не отвечать на требования налогового органа».

Ни в коем случае не принимайте позу страуса. Невыполнение требования налогового органа может привести к:

  • возложению административной ответственности на руководителей (п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст. 15.6 КоАП);
  • блокировке расчётных счетов;
  • отсутствие ответа может быть трактовано судом в пользу налогового органа;
  • основанию для производства выемки (ст. 94 НК РФ).

Ошибка №2: «Отвечаем на все требования налогового органа, предоставляем все документы, в кратчайшие сроки и на бумажном носителе».

Здесь противоположная ситуация. Это фундаментальная ошибка. Необходимо отметить, что сдавать надо только то, что попросили. К тому же у вас есть ряд прав и возможностей.

Важно сказать, что истребуемые документы могут быть представлены в электронном виде (ТКС). Совсем незачем делать тонны бумажных распечаток и ксерокопий. Срок предоставления документов (обычно 10 дней) может быть продлён по уведомлению (заявлению) налогоплательщика/решению начальника (замначальника) инспекции. При этом пандемия коронавирусной инфекции может сыграть вам на руку. Недопустимо повторное предоставление ранее сданных в инспекцию документов при условии уведомления налогового органа.

Здесь нужно руководствоваться той логикой, что не всегда нужно предоставлять документы по списку. Те из них, по которым у вас нет сомнений, всё понятно, прозрачно и ясно, можно предоставить сразу, а по остальным постараться оттянуть передачу на более поздний срок.

Ошибка №3: «Можно не синхронизировать ответы с контрагентами».

Ещё одна ошибка, которой не придают особенного значения. По мере возможности, всегда старайтесь получить от вашего контрагента тот ответ, который он предоставил в налоговую.

Кроме того, нередко руководители фирм идут по заведомо неверному пути, предоставляя налоговикам документы, которых в реальности не существовало.

Также Медко представил ряд рекомендаций по взаимодействию с налоговой инспекцией:

  1. Обязательно отвечайте на требования. При их неправомерности указывайте на основания такого вывода. Старайтесь формировать положительный образ ответственного налогоплательщика. Всегда помните, что, хотя в Налоговом кодексе у нас действует презумпция невиновности, добросовестности налогоплательщика, но в арбитражных судах сейчас сложилась как раз противоположная практика — презумпция невиновности и непогрешимости налогового органа. Непредоставление сведений в налоговую на этапе проверки документов может сыграть с вами злую шутку в суде. В случае недостаточности сроков для ответа на требование — уведомите налоговый орган и получите решение о продлении сроков для предоставления ответа.
  2. Не бойтесь направлять в адрес налоговой «уточняющие» письма по запрашиваемым вопросам.
  3. При необходимости не стесняйтесь указывать налоговой на возможность получения информации из специальных баз данных.

По каждому эпизоду нарушения со стороны налогового органа в части истребования документов пишите жалобы. При разбирательствах в судебных инстанциях это сыграет вам на руку.

Предоставляйте, как было указано выше, только те документы, которые у вас требуют. И не забывайте согласовывать ваши ответы в налоговый орган с ответами ваших контрагентов.

Налоговая пришла к вам в офис. Что делать?

Рассматривая данный вариант взаимодействия с ФНС, докладчик рассказал об обязанностях налогоплательщика. Рекомендации спикера в этом случае следующие:

  1. Для надлежащего исполнения своих обязанностей вы должны предоставить работнику налоговой инспекции рабочее место. При отсутствии такой возможности проверка может быть проведена в налоговой инспекции по письменному уведомлению.
  2. Предоставьте документы, которые требует налоговый орган в ЗАКОННОМ требовании в начале проверки.
  3. Если это указано в требовании налогового органа, предоставить доступ работника налоговой службы к складским и производственным помещениям для проведения инвентаризации. При этом его необходимо уведомить и ознакомить под роспись в журнале инструктажа с действующими правилами безопасности и поведения на производстве.
  4. Отвечать на законные требования налогового органа о даче пояснений о сути экономической деятельности предприятия. На требования о технологиях и производственных процессах давать пояснения только в части экономики и бухучёта.

Надо заметить, что налоговая не вправе проводить допросы сотрудников и рабочих в ходе выполнения сотрудником трудовых функций. Там, где работники налоговой структуры не являются экспертами, не давайте вообще никаких пояснений.

Также очень желательно не давать физического доступа к программам учёта (1С и др.). Выбирайте «облачную» версию программы. Не разрешайте копировать базу данных. Всю необходимую для инспекторов информацию предоставляйте в виде выгрузки каких-либо отчётов в бумажном виде.

Производите фото- и видеофиксацию действий представителей налогового органа. Необходимо фиксировать любые нарушения с их стороны. Если у вас режимное предприятие, не забудьте проверить у представителей налоговой наличие соответствующего уровня доступа к государственной тайне.

Допрос свидетелей и КДЛ

Допрос свидетелей проводится в соответствии со ст. 90 НК РФ и письмом ФНС от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Говоря о подготовке свидетеля, Медко отметил, что необходимо:

  • вспомнить фактические обстоятельства дела;
  • прогнать примерный список возможных вопросов (желательно несколько раз);
  • проговорить любые внештатные ситуации (удалили юриста, предложили заполнить опросник, задали неожиданный вопрос).

Решение о походе в проверяющие органы ни в коем случае не должно быть спонтанным. И, конечно же, свидетель вправе прийти на допрос с юристом/адвокатом/группой юристов (ст. 48 Конституции РФ). Никто не может заставить вас участвовать в многочасовом допросном марафоне, даже если он ведётся в телефонном режиме (что, кстати, незаконно), отвечать на вопросы, находящиеся не в вашей компетенции. Важно: налоговый  орган не может подвергнуть свидетеля  принудительному приводу для дачи показаний. Ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Свидетеля предупреждают о налоговой ответственности, а не об уголовной (ст. 128 НК РФ); за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. И не забывайте о ст. 51 Конституции РФ, позволяющей не свидетельствовать против себя. Но не злоупотребляйте ею.

При вызове на допрос КДЛ

Учитываем всё сказанное выше, при этом не забываем ещё об одном важном моменте, о котором пока знают не все.

— С 18 декабря 2020 года уже железобетонно налоговики не станут допрашивать юриста, если руководитель компании прислал его в инспекцию вместо себя, — говорит Виталий Медко. — Передавать свои полномочия представителю по доверенности и отправлять его  вместо себя в данном случае нельзя. (Письмо Минфина от 18.12.2020 №03-02-08/111223).

Проверка Роспотребнадзором соблюдения антиковидного законодательства (ст. 6.3 20.6.1 КоАП РФ)

Топ 5 основных нарушений, которые вменяются Роспотребнадзором

  1. Не проводят уборку с дезинфекцией (73% от общего числа нарушений)
  2. Нет приборов для обеззараживания воздуха (65% от общего числа нарушений);
  3. Недостаточный запас масок (35% от общего числа нарушений);
  4. Недостаточный запас антисептиков (33% от общего числа нарушений);
  5. Нет журнала измерения температуры (28% от общего количества нарушений) или нет средств измерения температуры (17% от общего количества нарушений).

Что делать на этапе выявления нарушения

Работа с протоколом об административном правонарушении, особенно с приложениями к протоколу.

Не забываем — решение о привлечении к ответственности принимает суд.

Предоставить дополнительные пояснения и все имеющиеся доказательства:

 — обязательно ознакомиться полностью с материалами проверки (в т.ч. и с материалами фото- и видеофиксации)

обязательно обеспечить явку в судебное заседание при рассмотрении административного дела

— представить доказательства, указывающие на наличие оснований для смягчения административной ответственности

По словам Медко, суды реально работают, причём суды общей юрисдикции рассматривают, уменьшают размер ответственности. Есть случаи прекращения производства по административным делам.

На территории Ростовской области, исходя из анализа судебной практики, при привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ суд учитывает:

— финансовое положение субъекта;

— совершение правонарушения впервые;

— предпринятые меры для минимизации последствий и недопущению нарушений установленных ограничений.

Во время пандемии на каждом предприятии должна в обязательном порядке вестись специальная документация: журнал о проведении инструктажа по правилам работы во время пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) с подписями работников об ознакомлении; журнал выдачи, сдачи, замены средств индивидуальной защиты с отметками о выдаче работникам респираторов (масок), перчаток; журнал контроля за соблюдением сотрудниками и посетителями правил и ограничений, установленных постановлением Правительства Ростовской области от 05.04.2020 №272 «О мерах по соблюдению санитарно-эпидемиологического населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; Приказ о назначении лица, контролирующего соблюдение сотрудниками и посетителями установленных правил.

            …Мы все понимаем: нынешнее непростое время диктует особые условия. Однако даже в стрессовой экономической, социальной и психологической ситуации не стоит пускать дела на самотёк, нарушать требования законодательства. Просто не забывайте о том, что у вас, как у предпринимателя, есть не только обязанности, но и права, которые нужно уметь отстаивать. Тем более, что мы живём в стране, где могут «прийти» к кому угодно и когда угодно, вне зависимости от того, виноваты вы или нет. Как в басне Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать».

                                                           Денис Ломако, Наталья Венценосцева.

 

 

Раздел: 

pars_article