«Число проверок бизнеса вырастет в 2021 году»

Наступивший 2021 год грозит похоронить объявленный ранее президентом и подтвержденный премьер-министром мораторий на проверки бизнеса.

Во всяком случае, такие сигналы идут от предпринимателей с мест. Что же будет на самом деле?

Замминистра экономического развития России Алексей Херсонцев рассказал о проверках и регуляторной гильотине.

Но сначала вспомним вкратце первые итоги «антипроверчного» моратория, которые подводились еще в августе прошлого года.

Тогда в отчете Минэкономразвития отмечалось, что в первом полугодии 2020-го контрольно-надзорные органы проверяли бизнес в два раза реже. Представители предпринимательского сообщества отметили, что снижение количества проверок связано не столько со смягчением политики контрольных органов, сколько с карантином и мораторием на инспекции. Кроме этого, бизнес напомнил, что на фоне пандемии организации стали чаще досматривать на предмет соблюдения «ковидных» требований: наличия масок, перчаток, санитайзеров. При этом в Минэке признали: ослабление контроля не сказалось на росте числа инцидентов в организациях.

Сбавили обороты

Наиболее активные проверяющие — МЧС, Роспотребнадзор, Роструд и Ростехнадзор, следует из отчета Минэка. В общей сложности за первые шесть месяцев 2020 года они провели 324 тыс. мероприятий - 97% от общего количества. МЧС инспектировало организации на 53% реже по сравнению с январем-июнем 2019-го, Роспотребнадзор — на 48%, Роструд — на 33% и Ростехнадзор — на 41%.

Контрольно-надзорные органы в сумме провели 332 тыс. проверок за первые полгода 2020-го, годом ранее — 612 тыс. При этом федеральные структуры «сбавили обороты» менее существенно, чем муниципальные. Первые провели 252 тыс. инспекций, что на 42% ниже, чем годом ранее. Вторые проверили бизнес 70 тыс. раз, что на 53% меньше, чем за первую половину 2019-го.

В Минэке такую разницу в динамике пояснили тем, что федеральные органы по сравнению с муниципальными имеют больше прав на проведение внеплановых инспекций.

Главная причина снижения частоты проверок — мораторий на их проведение, сообщается в обзоре Минэка. При этом в министерстве подчеркнули, что ослабление контроля не привело к учащению инцидентов в организациях. Это должно простимулировать органы реформировать подходы к проверкам: переходить преимущественно к профилактической работе, а также к бесконтактным методам контроля.

В Роспотребнадзоре сообщили, что количество инспекций сократилось из-за распоряжения правительства не проводить досмотры, за исключением особых случаев. В будущем контрольно-надзорные мероприятия будут проводиться в соответствии с действующим законодательством, добавили там тогда.

Во втором квартале 2020 года плановые проверки не проводились, заявили прошлым летом в Ростехнадзоре. Из предусмотренных в первом полугодии 9689 проверок, состоялись лишь 4128 — остальные были отменены, отметили в службе. Количество внеплановых проверок сопоставимо с уровнем прошлого года, добавили в Ростехнадзоре.

В службе признали, что аварийность на предприятиях не возросла на фоне снижения количества инспекций. Однако в Ростехнадзоре не увидели взаимосвязи между ослаблением контроля и снижением числа инцидентов. Там отметили, что подавляющее число опасных производственных объектов в период действия ограничительных мер продолжали эксплуатироваться, однако с гораздо меньше интенсивностью.

Кроме этого, служба стала даже более жестко реагировать на нарушения: число административных приостановок возросло на 10% год к году, количество предостережений — на 42%. Бесконтактные способы проверок смогут заменить традиционные только в случае широкого распространения дистанционного формата контроля и высокой степени цифровизации предприятий, резюмировали там.

****

А теперь вернемся к сегодняшним реалиям.

Вот о чем рассказал Херсонцев.

Все соблюдают, никого не проверяют

— В 2020 году количество проверок бизнеса сократилось вдвое (на 51,4%) — частично благодаря мораторию на плановый контроль малых предприятий, частично из-за пандемии. Чего предпринимателям ждать в 2021 году?

— Если жить в парадигме, что число проверок имеет значение, то их число однозначно вырастет. В 2020-м ведомства и службы проводили намного меньше контрольных мероприятий, и в 2021 году они планируют начать потихоньку наверстывать упущенное: не потому что руки чешутся, а потому что уже действительно пора сходить и посмотреть на некоторые объекты. То есть существует отложенный спрос.

— Из каких ведомств проверяющие придут в первую очередь?

— Из МЧС, Роспотребнадзора, Роструда и Россельхознадзора. Это вполне объяснимо, ведь перечисленные организации — ключевые контролеры, которые проводят больше всего проверок. Однако у Минэкономразвития есть задача не допустить резкого роста контрольных мероприятий, она прописана в общенациональном плане восстановления экономики. И я уверен, что этого не произойдет, так как правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса на весь 2021 год. Да, он не касается внепланового контроля, но давайте не будем забывать, что любая внеплановая проверка должна иметь под собой серьезное основание.

— Ждать ли аналогичных поблажек среднему и крупному бизнесу? Особенно учитывая тот факт, что снижение проверок в 2020 году не привело к массовым нарушениям.

— «Цыплят по осени считают», — ответили бы на это контролеры, ведь любой риск имеет отложенный характер. В целом же сегодня мы отходим от того, чтобы отводить важную роль именно размеру бизнеса: в 2021 году вступает в силу закон «О государственном и муниципальном контроле», который закрепляет риск-ориентированный подход к проверкам.

Это значит, что для каждого вида надзора будут определены основные риски и проверять будут прежде всего те организации, где их больше.

Причем риски далеко не всегда зависят от размера компании: намного важнее, например, насколько опасные механизмы использует предприниматель, каковы показатели интенсивности его производства.

Мы рассчитываем, что при таком подходе проверки будут больше направлены на профилактику нарушений, а выездные контрольные мероприятия и вовсе станут редкостью.

То, что раньше делалось при помощи проверок, теперь будет осуществляться другими, менее затратными для предпринимателей способами, например, мониторингом, наблюдением. Если бизнес добросовестный, то, как правило, этого достаточно.

Наша идеальная модель — «обязательные требования всеми соблюдаются, никого не проверяют».

Понятно, что так никогда не будет, но мы планируем обеспечить максимальное соблюдение предписаний с минимальным количеством контактов между органами власти и бизнесом.

— Кого активнее всего проверяли в 2020 году? Больше всех жалоб в публичном поле было от предпринимателей из сферы услуг, а именно ресторанного и гостиничного бизнеса.

Действительно, они высказывали много претензий, и это понятно — представителям перечисленных отраслей правда пришлось тяжело в пандемию. Однако в реальности больше всего проверок в 2020 году было проведено в образовательных учреждениях. Как говорится, ключи ищут под фонарем: такие организации, особенно государственные, всегда проверяются очень тщательно — только перед началом учебного года туда приходят и пожарные, и МЧС, и служба по надзору в сфере образования. Всё, что связано с детьми, несет в себе повышенные риски. При этом на втором месте по числу проверок — организации здравоохранения, а в региональном разрезе вне конкуренции оказались управляющие компании многоквартирных домов. Почему распределение именно такое, нам предстоит выяснить в ближайшее время.

Карты на стол

Механизм «Трансформация делового климата» работает уже два года, но в начале 2020-го он был реструктурирован. Вместо единого плана мероприятий по ликвидации административных барьеров появились отдельные дорожные карты — пока по четырем направлениям (экспорт, корпоративное управление, интеллектуальная собственность, НТИ). Готовятся ли новые?

— Хорошие перспективы есть у дорожной карты в сфере строительства: традиционно у правительства масса инициатив по улучшению процедур в этой сфере. Кроме того, готовится карта, связанная с проблематикой природоохранного законодательства и экологии. Это сложная тема, и очень важно, чтобы принятые решения не отразились негативно на состоянии окружающей среды. В то же время в природоохранном законодательстве достаточно много норм, которые можно совершенствовать с тем, чтобы, например, упростить инвестирование в создание новых предприятий.

Вместе с тем возможными направлениями для формирования дорожных карт выступают технологическое присоединение к сетям, условия и организация труда, регистрация прав собственности и кадастровый учет, а также искусственный интеллект.

— Ключевой реформой 2020 года стала «регуляторная гильотина», в рамках которой планировалось ликвидировать множество устаревших и избыточных требований к бизнесу. Удалась ли она?

— Да, «регуляторная гильотина» состоялась, правительство справилось с этой масштабной и сложной задачей. Более 11,5 тыс. нормативно-правовых актов утратили силу, а им на смену пришел 451 нормативный документ. Наибольшее обновление регулирования произошло в транспортной сфере: вместо отмененных 800 актов будет действовать 85. Количество требований к общепиту сократилось в пять раз: были пересмотрены сотни избыточных норм в СанПиН, ушли всевозможные детальные описания, например, как мыть посуду ручным способом. Значительную ревизию провели и в промышленной безопасности: Ростехнадзор переработал 200 актов в этой сфере. Мы рассчитываем, что после этого инвестиции наших предприятий будут идти действительно на обеспечение безопасности, а не на исполнение устаревших требований.

Можно по-разному относиться к «регуляторной гильотине».

Кто-то говорит: «Нет, реформа не очень глубокая, вы же всё-всё-всё не отменили».

Кто-то предъявляет претензии, что, наоборот, в некоторых сферах корректировки стали избыточными. Однако мы искали баланс в рамках того отрезка времени, который у нас был. И надеемся, что теперь требования к бизнесу будут разумными, понятными и объяснимыми с точки зрения того, зачем мы это делаем.

 По материалам «Известий»

 

Раздел: 

pars_article