Рыбоводные пруды приравняли к хранилищам радиоактивных отходов! Безопасность важна, но и рыба нужна.

 

 

Управляющий Ассоциацией «Большая рыба» Александр Ершов на недавнем совещании в администрации области в очередной раз затронул тему, крайне важную и болезненную для развития аквакультуры.

 

         Совещание было практически посвящено не разработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) рыбоводных хозяйств, а нормам исполнения Закона «О безопасности ГТС» и Постановлениям Правительства по этому вопросу, которые отнюдь не делают обязательной разработку «Декларации   о безопасности ГТС» для всех водоемов России.

         С 1999 года при определении опасности ГТС рыбоводных прудов России   при возникновении ЧС мы руководствовались приказом МЧС № 39 от 2 марта 1999 г. «Положение о декларировании безопасности ГТС», где четко прописано: ДЛЯ   ГТС С НАПОРОМ МЕНЕЕ 3-х МЕТРОВ   ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НЕ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ, И В РЕЕСТР   ЭТИ СООРУЖЕНИЯ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ.

         В 2016 году в Закон «О безопасности ГТС» внесены поправки, которые исключают по -тихому эту норму.

       Она просто исчезла, потому, что, якобы, приказ не прошел   регистрацию в Минюсте и утратил силу. 

            Вместо него в 2016 году в Постановление Правительства № 986 от 2 ноября 2013 года внесены изменения и установлены новые критерии классификации ГТС.

         В этом Постановлении Правительства № 1303 в редакции 2016 года введена новая норма о преддекларационном обследовании.   

         Четко указано, что в случае, если обследованием установлено, что возможные повреждения не приведут к возникновению ЧС, декларирование не проводится, сведения о ГТС во Всероссийский реестр не вносятся, разрешение на эксплуатацию не требуется.

         Казалось бы, в чем проблема? Все предельно ясно расписано.

На самом деле регламент самого преддекларационного обследования не установлен.

А раз нет регламента, возникает масса неразрешимых проблем. Как результат-  все гидросооружения рыбоводных хозяйств России в реестре назначенных Ростехнадзором проверок отнесены к 3-ему классу опасности без всяких оснований. 

Все они последние 20 лет относились к 4-ому классу (безопасные) и декларированию не подлежат по требованиям существующего законодательства.

         Постановлением Правительства № 1303 в редакции 2016 года предусмотрен расчет вероятного   вреда в результате аварий на ГТС.

Мы разработали такие расчеты, направили их на утверждение в Департамент по предупреждению ЧС Ростовской области.

Дважды получили ответ о несоответствии, поскольку расчет сделан по нормативам для ГТС 4-го класса опасности. Но ведь именно к четвертому классу наши ГТС и относятся на практике.

         Ведь рыбоводные хозяйства работают на двух основных категориях прудов: 1- русловые, образованные    подпорными плотинами на водотоках.

2 – пойменные, образованные дамбами в поймах рек и с водообеспечением за счет насосных станций.  

Высота дамб   на этих прудах никогда не превышает   3-х метров, более того, эти рыбоводные   хозяйства защищены от паводков противопаводковыми дамбами.  Такие хозяйства по определению не могут создать чрезвычайные ситуации в самых сложных случаях   повреждения дамб.

         Теперь о деньгах.

Разработка декларации о безопасности ГТС 3-его класса - очень существенные затраты для предприятия, от 1,2 млн. руб.  для средних хозяйств. 

     Мелкие рыбоводные хозяйства просто не в состоянии нести затраты, даже на расчет вероятного вреда от аварии на ГТС. 

Они больше, чем возможная прибыль от рыбоводства на этих прудах.

         Безосновательные требования контролирующих органов приравнивающие рыбоводные пруды к хранилищам радиоактивных отходов со всеми вытекающими финансовыми и организационными издержками неминуемо приведут к снижению   продукции аквакультуры.

           Часть хозяйств уже сегодня бросили заниматься рыбоводством и водоемы остаются бесхозными, а часть, например, ИП Шевченко Веселовского района просто уже погибла под давлением судебных исков о безопасности ГТС.

         Финансовые ресурсы, затрачиваемые на разработку бесполезной и бессмысленной разрешительной документации по ГТС рыбоводных хозяйств, идут отнюдь не в экономику страны.

         Это одна из серьезных угроз отрасли прудового рыбоводства, которая сегодня вносит существенный вклад и продовольственную безопасность страны.

 

От редакции.

Совещание, состоявшееся под руководством заместителя губернатора Виктора Гончарова, приняло решение о создание рабочей группы по проблемам деклараций безопасности рыбоводческих ГТС. А специалистам из Департамента ЧС и Минприроды поручено осмотреть все подобные сооружения области.

Раздел: 

pars_article