Борис Титов : Продление программы зарплатных кредитов на год чем-то похоже на меры поддержки, принимаемые на Западе. Но есть нюансы!
Например, в США компаниям выдают беспроцентные кредиты, и если компании сохраняют рабочие места, то кредиты не подлежат возврату.
Но есть и серьезные различия.
Первое. В США кредиты были бюджетными. То есть деньги выдавало государство, банки всего лишь служили операторами.
В нашем варианте государство только дотирует кредит до 2% (почему, правда, 2%, а не 0 - не очень понятно) и берет на себя 85% риска.
А 15% риска в любом случае остаются на коммерческих банках. И непонятно, как банки к этому риску должны относиться, зачем он им вообще.
Ведь речь заведомо идет о наиболее пострадавших отраслях, то есть компаниях в тяжелом финансовом состоянии, многие из которых отдать кредит не смогут.
Кроме того, непонятно за чей счёт кредит будет прощен, если компания соблюдет условия и сохранит персонал.
Уже сегодня банки должны понимать и то, что это будет за счет государства, и процедуру этой компенсации.
Но в целом похоже на то, что государство опять спихивает ответственность за решение социальных проблем на банки и реальный сектор.
Второе. В США кредиты выдают всем, у кого снизилась выручка.
В нашем варианте – только тем компаниям, которые по основному ОКВЭД входят в десятку секторов, по решению Правительства внесенных в список наиболее пострадавших.
Мы провели анализ - более 30% выручки потеряли не десяток, а почти сотня ОКВЭД. Министр экономического развития упоминал о том, что можно будет засчитывать любой ОКВЭД из числа зарегистрированных за компанией, но пока что нормативную силу это не приобрело.