27 апреля, 2020 - 13:45

Итоги мониторинга эффективности форм федеральной и региональной поддержки предприятий Ростовской области

    Союз работодателей Ростовской области в условиях действия пандемии COVID 2019 перестроил организационную и информационную работу по представлению и защиты интересов предприятий в соответствии с Соглашением между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2020-2022 годы.

 С этой целью:

- Президент Союза работодателей Ростовской области Лакунин В.Ю. вошёл в состав Оперативной рабочей группы, созданной Губернатором Ростовской области Голубевым В.Ю., и принял участие в формировании Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ростовской области в условиях распространения коронавирусной орминфекции(COVID-2019);

- на базе исполнительной дирекции Союза работодателей Ростовской области создан оперативный Штаб по предупреждению распространения COVID-2019;

- ввели в практику дистанционную систему взаимодействия с органами власти, РСПП, профсоюзами и предприятиями региона.

Основными направлениями работы стали:

- информирование бизес-сообщества о принятых федеральных и региональных формах поддержки, а также мониторинг их правоприменительной практик;

- оказание поддержки по конкретным обращениям предприятий Волгодонска, Таганрога, Ростова-на-Дону, Белой Калитвы, Новочеркасска, Семикаракорского района и других территорий;

- тесное взаимодействие с Торгово-промышленной палатой Ростовской области, отделениями Деловой России и Опоры России и другими бизнес-объединениями региона. Итогом этого взаимодействия стало совместное обращение к Губернатору Ростовской области Голубеву В.Ю. по поддержке бизнеса;

- дистанционное продвижение товаров, работ и услуг членов Союза работодателей Ростовской области посредством сети интернет;

- участие в дистанционных мероприятиях, проводимых институтами поддержки предпринимателей и членами Союза работодателей Ростовской области.

Работа по этим направлениям будет продолжаться и совершенствоваться.

      Предприятия и организации Ростовской области высоко оценивают  меры принятые по поддержке предприятий на федеральном и региональном уровнях.

      Вместе с тем, по предложению предприятий считаем необходимым обратить внимание на решение следующих вопросов в экономики и социально-трудовых отношений.

1-е.  Продолжать информационно-консультационную работу с предприятиями и, прежде всего, малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне. Не все предприниматели знают о принятых нормативно-правовых актах в их интересах, в том числе по вопросам занятости и оплате труда.  

  Так, ряд предпринимателей  не информированы о том, Правительством Российской Федерации приняты меры поддержки по оплаты труда работников на  предприятиях: во всех организациях работников 65 плюс рекомендовано отправить на больничный с оплатой с 6 по 28 апреля через Фонд социального страхования, а  малым и средним предприятиям планируется безвозмездная финансовая помощь от государства на уровне МРОТ- 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц при сохранение занятости на уровне 90%  от численности работников на 1 апреля 2020 года.

 2-е. Используя возможности РСПП и других бизнес-объединений ставить следующие вопросы для решения на федеральном уровне:

а). распространить безвозмездную финансовая помощь от государства на уровне МРОТ- 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц на все предприятия, потерявшие в марте-апреле более 30 процентов выручки, при сохранение занятости на уровне 90%  от численности работников на 1 апреля 2020 года.

  б). Меры по снижению финансовой нагрузки на предприятия:

- рассмотреть возможность снижения страховых взносов с 30% до 15% для предприятий, не являющихсяпо одному из показателей (выручка или численность

работников) малыми и средними предприятиями.

- рассмотреть возможность снижения Банком России ключевой ставки или предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям части затрат на уплату процентов по ранее привлеченным кредитам и лизингу на

Реализацию инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

- подготовить Рекомендации Правительства РФ лизинговым и кредитным организациям о предоставлении каникул по уплате лизинговых и кредитных платежей в отношении предприятий машиностроительного комплекса, входящих в перечень системообразующих организаций российской экономики Акт Банка России.

Принятие этих мер позволит финансово поддержать предприятия с учётом падения курса рубля.

в).  Меры, направленные на поддержку и сохранение спроса на российскую продукцию:

- осуществить до капитализацию Фонда развития промышленности РФ в целях

Финансирования программ по запуску или модернизации производств критически

значимой импортной продукции и компонентов.

- в отношении компонентов, аналоги которых не производятся в РФ, но производятся на территории ЕАЭС – необходимо внедрение механизма поддержки

проектов, предполагающих закупку указанных компонентов в других странах ЕАЭС  условиях финансирования под 1% годовых на весь период.

- актуальной является поддержка предприятий работающих на экспорт.                   В Ростовской области компания Лемакс наращивает выпуск отопительных приборов для реализации на внутреннем рынке, рынках стран Таможенного Союза и планируется поставка продукции на европейский рынок. Однако зарубежные конкуренты компании Лемакс, пользуясь  программами поддержки своих правительств, имеют преимущества на рынке отопительных приборов. В этой связи, предлагаем поддержать нашего производителя и увеличить таможенные пошлины до 25 процентов на импортные поставки стальных панелей отопительных радиаторов. 

г). предлагаем дополнить в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. №434 «Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», следующей сферой деятельности: Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом   Код ОКВЭД 2   68.20.2.

 

д).  Поддержать работу некоммерческих организаций, решающих важные вопросы в социальной сфере, образовании, экологии и других областях. Предлагаем распространить формы поддержки малого и среднего бизнеса на некоммерческие организации.

Принятие этих мер позволит предприятиям реального сектора экономики быть конкурентными на внутреннем и международном рынках.

3-е. С учётом мониторинга работы предприятий малого и среднего бизнеса предлагаем на региональном уровне внести следующие изменения в областное законодательство:

а). Областной закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. №843-ЗС:

- (ст.11, ввести п.3)«Снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 4 процентов – для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», занимающихся реализацией продуктов питания с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г. Условием предоставления льготной ставки должна являться выручка от реализации продуктов питания не менее 90% в общем объеме выручки».

Это позволит сохранить минимальные наценки, а также нивелировать рост цен на продукты питания, рабочие места, докризисный уровень заработной платы, объемы поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

- (ст.11, ввести п.4) «Снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 2 процентов – для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», занимающихся реализацией продуктов питания с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г. Условием предоставления льготной ставки должна являться выручка от реализации продуктов питания не менее 90% в общем объеме выручки».

Это позволит сохранить низкорентабельные  виды предпринимательской деятельности, минимальные наценки, а также нивелировать рост цен на производственные и бытовые услуги.

- (ст.11, ввести п.5) «Снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6 процентов до 3 процентов – для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», занимающихся реализацией продуктов питания с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г.»           

Это даст возможность снизить уровень арендной платы для арендаторов – субъектов малого бизнеса, предотвратить массовое закрытие бизнеса, а отсюда позволит сохранить уровень бюджетных поступлений и поступлений в государственные внебюджетные фонды. Эти меры также позволят высвободить часть дополнительных оборотных и инвестиционных средств у арендаторов для развития собственного бизнеса, сохранения рабочих мест, докризисного уровня заработной платы, сохранения объемов поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

 -  (ст.11, внести п.6) «Снизить ставку налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 процентов до 7,5 процента для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 01.04.2020 г. по 31.12.2020 г.:

- оказания бытовых услуг;

- оказания ветеринарных услуг;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, занимающихся реализацией продуктов питания;

- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, занимающихся реализацией продуктов питания;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Условием предоставления льготной ставки должна являться выручка от реализации продуктов питания, оказания бытовых услуг населению, оказания ветеринарных услуг, оказания услуг общественного питания не менее 90% в общем объеме выручки».

Эти меры позволят предотвратить массовое закрытие бизнеса, сохранить минимальные наценки, а также нивелировать рост цен на бытовые и ветеринарные услуги, продукты питания, высвободить дополнительные оборотные и инвестиционные средства у индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, докризисный уровень заработной платы, объем поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

 

б). считаем важным предложить   меры поддержки некоммерческих организаций, возможные в рамках регионального и муниципального законодательства:

  • установление пониженных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения и снижение ставки единого налога на вменённый доход; (ЕНВД действует до конца этого года)

 

  • Включить дополнительно НКО в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, так как НКО имея право заниматься предпринимательской деятельностью, а полученную прибыл направлять на уставные цели общества после начисленных и уплаченных налогов. (пример на сегодняшний день коммерческое предприятие, находившееся на УСН -доходы минус расходы уплачивает 10% налога от полученной прибыли, а НКО 15%)

 

  • предоставление отсрочки по уплате арендных платежей для НКО – арендаторов государственного или муниципального имущества, возможность изменения размера арендной платы по договорам арендной платы недвижимого имущества, а в некоторых случаях предоставлять в бессрочное пользование государственного или муниципального имущество на период проводимых социально значимых мероприятий или проектов (Пример, постановление Правительства Москвы);

 

  • освободить от взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное или не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении или предусмотреть компенсацию 100% затрат за эти услуги (Пример, Указ Губернатора Нижегородской области Нижегородская область);

 

  • освобождение НКО – исполнителей государственных (муниципальных) контрактов от ответственности за нарушение ими сроков и иных условий этих контрактов по причинам, связанным с распространением нового коронавируса и вводимыми органами власти ограничениями. Предоставить НКО право выбора продления сроков выполнения контрактов или при возможности провести данные мероприятия онлайн или предусмотреть конструктивное изменение предмет договора в связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции

 

  • в рамках государственных и муниципальных закупок не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств (такая возможность предусмотрена в рамках ФЗ);

 

  • предоставление возможности изменения по соглашению сторон сроков и иных условий договоров (соглашений) о предоставлении в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, а также отсрочки предоставления отчетности НКО по исполнению таких договоров;

 

  • исключение из порядков предоставления в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия об отсутствии у НКО задолженности по налогам и иным обязательным платежам;

 

  • предоставить гранты на антикризисные проекты. Определить направления социально значимых проектов, направленные на преодоление экономических и социальных последствий пандемии коронавируса с последующим выделением средств на грантовую поддержку проектов по таким направлениям;

 

  • предоставление беспроцентных кредитов и (или) субсидий на выплату заработной платы работникам НКО, в том числе за счет Ростовского агентства поддержки предпринимателей или перенос предоставления на более ранний срок предусмотренных субсидий. (Например, предоставление комитета по молодежной политике субсидий молодёжным организации);

 

  • финансовая помощь в целях компенсации затрат на оплату труда работников НКО из расчёта минимальной оплаты труда в месяц и суммы страховых взносов (Пример, Указ Губернатора Нижегородской области Нижегородская область);

 

  • приостановление назначения и проведения контрольно-надзорными органами проверок, в том числе проводимых при осуществлении регионального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций и проверок (выездных и документарных)

 

Последствия пандемии вызвали у большого количества граждан потребность в срочных социальных услугах. Оказание гражданам таких услуг на условиях, установленных в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года           № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (то есть с компенсацией затрат на их оказание тем поставщикам, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания), могло бы оказаться действенной помощью как для социально незащищенных категорий граждан, так и для НКО.

 

– включение (временное включение) в реестр поставщиков социальных услуг в упрощенном порядке тех НКО, которые имеют успешный опыт оказания помощи социально незащищенным категориям граждан;

 

– привлечение действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации ресурсных центров по поддержке НКО к методическому сопровождению оказания срочных социальных услуг населению.

 в). И ещё одно предложение. В 2020 году Ростовская область присоединилась к реализации Федерального закона о самозанятых. Около восьми тысяч человек зарегистрировались в качестве самозанятых и стали пользоваться специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход». Официального списка видов деятельности для самозанятых граждан нет. Это могут быть парикмахеры, фотографы, массажисты и другие, запрещенные в настоящее время услуги и работы. Значит, эта категория граждан требует внимания и поддержки. Её отсутствие приведёт к напряжению на рынке труда.

     Таковы текущие итоги мониторинга эффективности форм  федеральной и региональной поддержки предприятий Ростовской области. Работа в этом направлении будет продолжена.

Контакты для предложений:  Нетесанов Виктор Фёдорович, вице-президент Союза работодателей Ростовской области (8-928-229-77-67, e-mail: srro@mail.ru )