23 марта, 2020 - 18:16

Потребительский рынок Дона- третий по значимости в структуре экономики региона

 

Одним из последних в череде отчетов областных министерств и ведомств был отчет департамента потребительского рынка.

Но это отнюдь не значит, что роль потребительского рынка в структуре экономики области незначительна. Скорее наоборот.

 

Отрасли, курируемые департаментом потребительского рынка Ростовской области, формируют порядка 20 % валового регионального продукта и около 30 % налоговых поступлений в бюджетную систему, обеспечивают рабочими местами более 470 тысяч человек.

По итогам 2019 года розничный товарооборот составил почти 976 млрд. рублей, оборот общественного питания – 42 млрд. рублей, объем оказанных населению бытовых услуг – 50 млрд рублей.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года стоит задача увеличить оборот розничной торговли к 2024 году до 1,3 трлн. рублей, к 2030 году – до 2 трлн. рублей.

Повышение территориальной доступности товаров и услуг для населения, создание новых рабочих мест на предприятиях отрасли обеспечивается развитием инфраструктуры потребительского рынка.

За прошедшие 5 лет общий объем инвестиций, направленных на развитие потребительского рынка, составил свыше 70 млрд. рублей.

В рамках инвестиционного и экономического форумов между инвесторами и Правительством Ростовской области заключено 7 меморандумов о сотрудничестве в ходе реализации инвестпроектов с объемом капиталовложений порядка 16 млрд. рублей.

Всего в течение 5 лет на сопровождении департамента находилось 50 крупных инвестпроектов. Создано более 6 тысяч новых рабочих мест.

В том числе в 2019 году введены в эксплуатацию торговый центр «Леруа Мерлен», логистический терминал класса «А» ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» и торгово-офисный центр «Лимон» в городе Ростове-на-Дону, многофункциональная зона дорожного сервиса ООО «МАК-Лоджистик» в Красносулинском районе и складской комплекс продовольственных и промышленных товаров компании «FM Logistic» в Аксайском районе.

В рамках реализации Плана инвестиционного развития Ростовской области в 2020 году объем частных инвестиций должен превысить 17 млрд. рублей, а к 2024 году – достичь порядка 23 млрд. в год.

В Ростовской области обеспечено развитие многоформатной товаропроводящей системы, включающей порядка 45 тысяч торговых объектов. Норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов по итогам 2019 года превышен в 1,4 раза.

Департаментом с 2013 года реализуется практика проведения закупочных сессий, в том числе в формате «Дней донского поставщика». Это позволяет обеспечить прямой диалог производителей и ритейлеров.

За прошедшие 5 лет проведено 40 закупочных сессий, заключены сотни договоров поставки с местными предприятиями. Проведение таких мероприятий дополняет комплекс мер по предотвращению необоснованного роста потребительских цен, так как позволяет сократить звенность товародвижения и составляющую связанных с ним издержек в структуре конечной цены товара.

Наиболее доступным и прямым каналом сбыта продукции мелких и средних товаропроизводителей, остаются розничные рынки и ярмарки.

На территории Ростовской области функционирует 49 розничных рынков. За последние 5 лет их облик существенно изменился. Проводятся реконструкция и модернизация рыночных комплексов, что делает их более удобными для продавцов и покупателей.

Об этом говорилось в докладе директора департамента Ирины Теларовой на посвящённом подведению итогов за пять   лет совещании.

А   ближайшие задачи   департамента таковы.

Создание благоприятных условий для добросовестных участников рынка во многом будет зависеть от нашей работы, направленной на: пресечение фактов незаконной деятельности и нелегального оборота, исключение из оборота некачественной и фальсифицированной продукции, пресечение фактов несанкционированной торговли; сохранение стабильности и прозрачности условий ведения предпринимательской деятельности; создание условий для развития цивилизованных форм всех форматов торговли, индустрии общественного питания и бытового обслуживания; и как результат, создание для наших граждан комфортных условий жизнедеятельности.

При обсуждении доклада выступили представители бизнес - сообщества, науки, общественных объединений/

Вице- президент Союза «Торгово- промышленная палата Ростовской области Светлана Абдулазизова   рассказала о влиянии роста регуляторной нагрузки на развитие малого бизнеса в сфере потребительского рынка.

- Значение сектора потребительского рынка для экономики нашей области велико, и когда сегодня говорят, что господдержка сектору производства нужна, а сектору потребительского рынка и торговли -нет, позволю с этим не согласиться. Экономика нашей области во многом ориентирована на облуживание, на сервис.  К этому располагает само её географическое положение. Эта сфера важна для нас в   и социальном плане.

И при этом за последние 5 лет сфера потребительского рынка как никакая другая подвергалась законодательному регулированию, причем направленному в первую очередь на ужесточение- увеличение штрафов, установление дополнительных неналоговых платежей, новые обязательства, возлагаемые на предпринимателей. Мы понимаем, что цели преследуются благие - легализация денежных потоков и борьба с контрафактом и фальсификацией.    

Началось все с введения ЕГАИС, в 2016 и мы увидели, что лицензированная торговая сеть, к сожалению, сократилась

 Но отрасль это пережила, и, хотя число субъектов предпринимательской деятельности сократилась, в целом для рынка наблюдается положительный эффект.

В 2017 началось внедрение онлайн- касс.  Торгово- промышленная палата, как никто другой на всех уровнях выступала за необходимость поэтапного внедрения этого процесса. И мы рады что законодатель нас услышал, процесс был пролонгирован и прошел относительно безболезненно.

В 2018 году началось внедрение системы «Меркурий», и тут тоже все было непросто для предпринимателей в первую очередь потому, что сама система   была недостаточно поработана на федеральном уровне.

В 2019 году и сейчас основной тренд- маркировка. И тут тоже есть проблемы. С 1 июля все, кто торгует обувью, должны торговать только маркированным товаром. Для этого нужно провести ряд действий, и общая стоимость всех процедур 90 тысяч рублей. Для небольшого магазина в сельской местности это очень ощутимая сумма.

Аналогичная ситуация была при внедрении онлайн- касс. Но тогда государство предусмотрело частичную компенсацию затрат, и предприниматели этим успешно воспользовались.

Что касается маркировки, то охват ею только растет, сейчас это 13 товарных групп, а к 24 году будут охвачены практически все товарные группы.

Федеральной поддержки предпринимателей не предусмотрено.

Но уже есть примеры отдельных субъектов федерации, где предусмотрены различные формы поддержки при подключении к системе маркировки.   И если Ростовская область изучит, обобщит и применит этот опыт, этот облегчит и упростит переход на новую систему работы. Причем это необходимо сделать в первую очередь для предпринимателей, работающих на селе, крупные города области перешли к системе маркировки без проблем.

Ещё одна проблема – налоговые льготы для тех, кому будет отменен единый налог на вменённый доход. В частности, для торгующих обувью мы просим снизить налог на упрощенке с 6 до 3 процентов.  Предложения по этим вопросам торгово- промышленная палата области подготовила и передала губернатору.

Ещё нужно сказать о реформе контрольно-надзорной деятельности и риск- ориентированном подходе к проверкам. Как не ждали здесь благоприятных изменений- не дождались. По итогам 2019 года проверки тех 17 федеральных структур, которые проверяют бизнес составили  26 тысяч. И это на 15 % больше, чем в 18-м году. Причем число проверок   тех сфер деятельности, которые относятся к умеренной или незначительной степени   риска, вообще не сократилось и составило половину от общего количества их.   И при этом итог проверок, как правило, один – протокол об административном правонарушении. А как же профилактика, возможность исправления недостатков?

Подводя итоги совещания, губернатор области Василий Голубев отметил:

-За прошедшие 5 лет сделано немало. Но есть цели и задачи, на которых нам предстоит концентрироваться в ближайшем будущем. Эти приоритеты определены Стратегией социально-экономического развития РО на период до 2030 года.

Первый из них – необходимо обеспечить для жителей региона доступность торговли в различных форматах и одновременно её полное соответствие нормативно-правовым требованиям.

Здесь основной проблемой сегодня является высокая регуляторная нагрузка на бизнес. Необходимо подготовить предложения по её снижению, проработав вопрос с профессиональным сообществом. Важно также обеспечить эффективное пресечение незаконной установки нестационарных торговых объектов.

Требуется в каждом муниципальном образовании области организовать разработку концепции по размещению нестационарных торговых объектов на период не менее 10 лет. Кроме того, на местах должен быть утверждён порядок предоставления компенсационных мест для таких объектов.

Второй стратегический приоритет – повышение качества продукции, поступающей на потребительский рынок области. Следует продолжить развитие системы добровольной сертификации «Сделано на Дону», обеспечив рост числа её участников. Это поможет нам в создании для Ростовской области образа территории стабильного производства. Что, в свою очередь, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона. А для жителей эффект развития системы выразится в увеличении объемов качественных товаров и услуг.

А что касается предложений ТПП - малому бизнесу необходима поддержка, и, если такой опыт есть в сфере маркировки  есть ,  попробуем применить его уже в этом году.

Также требуется: наращивать долю продукции, исследуемой на предмет качества и безопасности; расширять доступ потребителей к бесплатной юридической помощи.

Это – основа защиты прав потребителей.

Реализация поставленных сегодня задач в конечном итоге позволит обеспечить достижение заложенного в Стратегии-2030 целевого значения по объёму оборота розничной торговли. Напомню, он должен достигнуть к 2024 году 1 трлн. 342 млрд. рублей.

По итогам этого отчёта департамента должны быть учтены в перечне поручений губернатора вопросы и проблемы, которые требуют внимания и решения.

Роман  Костенко