29 февраля, 2020 - 23:04

«Дорожная карта» донского транспорта

 

                  

 

Свыше тысячи представителей дорожно-транспортного комплекса Дона собрались в феврале в конгрессно-выставочном центре «ДонЭкспоцентр», чтобы подвести итоги работы отраслевого ведомства и обозначить первоочередные задачи на перспективу.

К отчетному мероприятию приурочили Транспортный форум Ростовской области «Линии сообщения 2020».

Отраслевая площадка объединила ведущих участников автодорожного и транспортного сообщества региона, представителей муниципальной и региональной власти, науки и бизнеса, финансовых институтов.

На экспозиции более 40 предприятий, организаций и профильных учебных заведений представили современные образцы дорожной и автомобильной техники, новые отраслевые технологии, презентовали крупнейшие объекты донской инфраструктуры.

Выставку осмотрели губернатор Ростовской области Василий Голубев, заместитель губернатора Виктор Вовк, председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.  

Пример новейших разработок в области информационного моделирования продемонстрировал АО «Институт «Стройпроект»: с помощью 3D-очков участники форума смогли «проехать» по обходу Аксая – города-спутника донской столицы, строительство которого в Ростовской области ведет госкомпания «Автодор».

Также участники выставки смогли оценить, как устроен многофункциональный центр по переоборудованию транспорта на газомоторное топливо, передвижной пункт весогабаритного контроля, дорожные лаборатории, ознакомиться с устройством «Умного поворота», навигационным оборудованием, образцами комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Многие пробовали свои силы в вязании морских узлов и проводке судна с помощью симулятора.

В рамках форума прошли экспертные площадки и панельные дискуссии по актуальным отраслевым вопросам: «Развитие рынка газомоторного топлива в Ростовской области», «Фотовидеофиксация. Рубеж контроля», «Передовые технологии содержания автомобильных дорог», «Повышение уровня безопасности дорожного движения с использованием инновационных решений», «Транспортный налог – муниципалитетам. Особенности формирования местных дорожных фондов».

Отчет министра транспорта Ростовской области Андрея Иванова предварил фильм о наиболее ярких достижениях в сферах транспорта и дорожного хозяйства региона за последнюю пятилетку и планах по дальнейшему развитию.

Глава транспортного ведомства в своем докладе «Об итогах работы министерства транспорта Ростовской области за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года» подчеркнул значимость дорожно-транспортного комплекса для экономики донского края и обеспечения высокого качества жизни населения.

Ростовская область находится на 6 месте среди субъектов Российской Федерации по уровню автомобилизации, на 7 месте - по протяженности дорог общего пользования. По внутренним водным путям перевезено 9,5 млн тонн грузов в заграничном сообщении: 34% от общего количества по России – это самый большой показатель по стране. Область также является крупнейшим железнодорожным узлом, на ее территории формируется порядка 40% грузооборота СКЖД.

 По нагрузке на сеть автодорог Ростовская агломерация - на 3 месте после Москвы и Санкт - Петербурга. По итогам 2019 года в регионе достигнуты основные плановые показатели нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»(БКАД). Выполнены ремонтные работы на 204 объектах, сокращена аварийность.

- Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из главных задач нацпроекта. В Ростовской области сложилась тенденция по снижению аварийности на автомобильных дорогах общего пользования. За последние пять лет количество ДТП снизилось на 42%, - подчеркнул Андрей Иванов.

В рамках проекта БКАД определено три агломерации. Кроме Ростовской добавились Таганрогская и Шахтинская. Регионов, имеющих такое количество агломераций в стране только пять.

На реализацию проекта в целом предусмотрено более 42 млрд. рублей, за счет которых мы должны привести в нормативное состояние порядка 850 объектов. В 2019 году в рамках национального проекта велись работы на 204 объектах регионального и местного значения.

Такие масштабы работ потребовали качественных изменений в системе управления.

Основная работа по управлению проектом БКАД осуществляется в системе «ЭТАЛОН». Это принципиально новая операционная система позволяет получать любую информацию, касающуюся каждого объекта, а также осуществлять оперативное руководство в режиме онлайн, давать поручения и контролировать их исполнение. Кроме того, каждый объект в системе «ЭТАЛОН» получает свою цифровую историю. Таким образом мы формируем электронный паспорт каждой дороги.

Но если «ЭТАЛОН» является исключительно ведомственной системой, предназначенной для работы специалистов, то с 2020 года действует современный механизм общественного контроля – мобильное приложение «Госуслуги. Дороги». Его за относительно небольшой промежуток времени скачали десятки тысяч пользователей. Жители становятся не только свидетелями позитивных изменений в дорожной отрасли, но и их непосредственными участниками и контролерами. Сейчас в этом приложении видны все объекты нацпроекта.

Меняется не только система управления и контроля, меняются технологии дорожных работ.

Минтрансом России подготовлен и запущен в работу реестр новых и прогрессивных технологических решений, который направлен на консолидацию наилучших практик дорожного строительства. Он содержит в себе более 300 технологий и регламентирующих документов дорожной отрасли и продолжает совершенствоваться.

В том числе появился документ, определяющий порядок функционирования систем автоматического весогабаритного контроля.

Ежегодный ущерб, наносимый автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами на сегодняшний день более чем в 1,5 раза, превышает размер бюджетных ассигнований, выделяемых в Российской Федерации на дорожную деятельность.

Особенно от этого страдает региональная и местная дорожная сеть, не рассчитанная на такие нагрузки.

Для защиты дорог Ростовской области от ежегодно возрастающих нагрузок  приступили к устройству постов весогабаритного контроля, работающих в автоматическом режиме. Всего их планируется 15, пять начнут свою работу до июня текущего года.

На отчете были заслушаны выступления представителей экспертного сообщества и научной общественности. Владимир Пястолов - начальник Северо-Кавказской железной дороги, филиала ОАО «РЖД» - отметил, что за последние 10 лет в развитие железнодорожного транспорта Ростовской области было инвестировано свыше 95 млрд. рублей.

В частности, на севере области реализуется проект организации интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками на самом напряженном направлении Север - Юг, на участке Сохрановка - Боченково.

Эта цифровая технология позволит увеличить пропускные способности участков на 20% и ускорит продвижение грузов и пассажиров в направлении черноморского побережья и Крымского полуострова.

  В развитие железнодорожной инфраструктуры региона инвестируют 25 млрд. рублей

Северо-Кавказская железная дорога планирует в ближайшее время повысить скорость движения пассажирских поездов в Ростовской области.

По его словам, за последние 5 лет в модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры Ростовской области было вложено более 42 млрд рублей. Это треть всех инвестиций СКЖД за этот срок. Один из важнейших проектов — реконструкция участка Морозовская — Волгодонская протяжённостью 90 километров.

-Пути на этом отрезке были восстановлены и модернизированы. Станции Черкасская, Кутейниковская и другие были, по сути, воссозданы, последние 20 лет их фактически уже не существовало. Также были введены в эксплуатацию устройства блокировки и централизации, - рассказал Пястолов.

В результате реализации проекта пропускная способность участка Морозовская - Волгодонская выросла до 25 пар поездов в сутки. Это позволило переключить с направления Лихая - Ростов часть транзитного грузового потока.

 В дальнейшем это поспособствует вводу принципиально новой технологии для сети железных дорог. Речь о разделении железнодорожных потоков на преимущественно пассажирские и грузовые. Это решение позволит повысить скорость движения пассажирских поездов в направлении Центр - Юг и в целом создать более благоприятные условия для пассажиров.

Данный проект фактически позволяет также выполнить одну из задач, поставленных президентом -  о развитии железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и увеличении грузопотока в этом направлении.

Профессор, доктор технических наук Сергей Илиополов выступил с докладом «О применении в Ростовской области инновационной системы управления состоянием автомобильных дорог». Он рассказал о том, что в 2019 году на региональной сети была апробирована инновационная система управления состоянием автодорог на основе оценки их остаточного ресурса. Она позволяет более чем на 25% повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также планировать ремонты по фактическому состоянию дорожных одежд, а не по директивно установленным межремонтным срокам.

Председатель общественного совета при министерстве транспорта Ростовской области Александр Огарев в своем выступлении акцентировал внимание на необходимости всеобщей консолидации.

Он уверен, что к успеху ведут только согласованные совместные действия общества, бизнеса и власти.

Губернатор Ростовской области Василий Голубев предложил аудитории оценить дорожно-транспортный комплекс Ростовской области с помощью интернет -сервиса. Также он озвучил открытый вопрос: что еще необходимо сделать для дальнейшего развития сферы. В числе ответов респондентов - повышение уровня подготовки кадров и заработной платы сотрудникам отрасли, усиление контроля за предрейсовым медосмотром, устранение заторов на автодорогах, сокращение проверок контрольно-надзорными органами.

Обратная связь с профессиональным отраслевым сообществом была обеспечена и за счет вопросов из зала. Представители трудовых коллективов интересовались, сохранится ли бесплатный проезд по участку трассы М-4 «Дон» после реконструкции, как будет осуществляться ремонт моста на Малиновского и куда направляются средства, полученные в виде штрафов в результате работы комплексов фотовидеофиксации.  

Все вопросы, озвученные в ходе мероприятия, были учтены в перечне поручений губернатора по итогам отчета Минтранса.

 - Результаты ежегодного опроса жителей территорий показали, что людей, как и раньше, беспокоит проблема низкого качества дорог в населённых пунктах.

Хотя мы прикладываем значительные усилия, в том числе передав транспортный налог на муниципальный уровень. Проблема качества дорог волнует почти половину опрошенных, - акцентировал внимание  профессионалов дорожной отрасли губернатор.

За пять минувших лет в Ростовской области отремонтировано, реконструировано и построено почти 3,5 тысячи км автодорог и 3 тысячи погонных метров мостов. Доля региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 52,7%. Приведено в нормативное состояние 63% дорожной сети городских агломераций.

Планируется, что за 2020-2024 годы на Дону будет построено и реконструировано 130 км трасс, а отремонтировано, в том числе капитально, - 2268 км дорог регионального и местного значения. К нормативному состоянию должно быть приведено 85% городских дорог. Число региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должно увеличиться на 3%. 

Несколько слов – о конкретных задачах дорожно-транспортного блока.

Необходимо дальше вести сопровождение строительства крупных инфраструктурных проектов, в т.ч. Багаевского гидроузла на реке Дон и мостового перехода через балку Сухо-Соленовскую в Волгодонске.

Надо продолжать формирование Ростовского транспортного кольца.

В 2021-2022 годах предстоит выполнить предпроектные проработки строительства Западного обхода Ростова-на-Дону и приступить к проектированию – с последующей поэтапной реализацией.

Завершить  реконструкцию М-4 «Дон» (на участке км 1024 – км 1091) в Ростовской области со строительством обхода Аксая.

Необходимо построить разноуровневую транспортную развязку на пересечении проспекта Шолохова и Малого Зелёного кольца на северном въезде в Ростов.

Эта работа должна быть синхронизирована с планами Федерального дорожного агентства и администрации Ростова-на-Дону по реконструкции федеральной автодороги А-135.

До конца 2024 года предстоит привести в нормативное состояние 36 аварийных мостов и путепроводов на автодорогах регионального значения.

В текущем году организовать сопровождение разработки программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону на период до 2035 года –  с учётом развития рельсового транспорта.

Необходимо обеспечить расширение географии полётов авиакомпании «Азимут» из аэропорта «Платов», предусмотрев до 2022 года ежегодное открытие не менее двух маршрутов.

Также требуется обеспечить переоборудование автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива.

В Ростовской области количество автотранспорта на газе должно вырасти с нынешних 6,5 тысячи до 12 тысяч в 2024 году.

До конца 2024-го необходимо ежегодно наращивать - не менее чем на 20 единиц - число стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Важно организовать создание интеллектуальной транспортной системы Ростовской агломерации и обеспечить в неё интеграцию модулей Ростова-на-Дону.

 

Иван  Романов