6 декабря, 2019 - 00:43

Анна Шаповалова: «Моё кредо – проживать роль, не экономя себя!»

     

В августе 2019 года в Праге проходил очередной конкурс молодых оперных певцов «ОПЕРАЛИА», патронируемый выдающимся певцом Пласидо Доминго. В финальный третий тур из 40 участников прошло всего 11. Среди них была солистка Ростовского музыкального театра Анна ШАПОВАЛОВА. Исполнив в финале Арию Русалки из одноименной оперы Антонина Дворжака (за пультом стоял сам маэстро Доминго), Анна получила специальный приз конкурса. Ко всеобщей радости и гордости за молодую ростовскую певицу вскоре добавилось то, что А. Шаповалова прошла кастинг в проекте телеканала «Россия-Культура» «Большая опера – 2019», и 2 ноября мы увидели ее в числе 10-ти участников первого тура проекта. 

        Бессменный член жюри «Большой оперы», народный артист России, профессор Дмитрий Бертман, известный своей невероятной взыскательностью и требовательностью, сказал о Шаповаловой буквально следующее: «Я просто счастлив, что в России появился ТАКОЙ голос!» …А начиналось всё в теперь уже далеком 2013 году, когда народный артист Республики Беларусь, профессор Владимир Экнадиосов силами студентов Ростовской консерватории дерзнул поставить в Ростове «Аиду» Дж. Верди – оперу, которую долгие годы страстно ждали ростовские меломаны (и я в их числе! - Н.К.). Титульную партию режиссер доверил студентке 3 курса консерватории Анне Шаповаловой, обучавшейся вокалу в классе профессора Татьяны Шорлуян. Спектакль прошел дважды – на сцене Окружного Дома офицеров и на сцене Конгресс-Холла ДГТУ (именно «Аидой» этот великолепный зал открылся в начале октября 2013 года). 

      И профессиональные музыканты, и околомузыкальная элита бесспорно выделили исполнительницу главной партии: в одной из сложнейших ролей мирового сопранового репертуара студентка Аня Шаповалова не просто поразила шикарным голосом, а замечательной вокальной школой и пониманием того, ЧТО она делает на сцене. Окончив консерваторию летом 2014 года, Шаповалова получила приглашение на конкурсное прослушивание в Ростовский музыкальный театр и стала его солисткой. И сразу же получила роль Татьяны в новой постановке «Евгения Онегина», осуществленной тогдашним главным дирижером РГМТ, заслуженным артистом России Андреем Анихановым. Такое стремительное начало оперной карьеры случается нечасто, и тем удивительнее признание самой Анны, что она…никогда не грезила о карьере оперной артистки:

       -Я из села Кагальник Азовского района Ростовской области. С 17 лет работала учителем пения в родном селе. Закончила вокальное отделение Ростовского колледжа искусств у Ирины Петровны Бутенко и поступила в консерваторию, чтобы получить углубленные знания по специальности и продолжить работу учителем музыки. Участие в спектакле «Аида» стало для меня переломным: я вдруг начала понимать, что могу работать как оперная артистка и что мне это очень нравится!

    - Анна, вам повезло учиться в РГК в классе одного из лучших вокальных педагогов – Татьяны Владиславовны Шорлуян.

         В чем, по-вашему, особенности ее педагогического почерка?

   - Татьяна Владиславовна воспитывает своих студентов прежде всего, как музыкантов – это лепка фразы, улавливание ритмических особенностей произведения. Она всегда добивалась от нас собственного отношения к любому исполняемому произведению. Перед тем, как учить новую вещь, мы читали стихи, много говорили об эпохе, в которую было создано произведение. Сама человек очень образованный и эрудированный, Т.В. Шорлуян стремилась привить нам вкус и любовь к чтению. Она говорила, что артист должен быть уверен в том, ЧТО он хочет донести до зрителя. Говорила, что люди, сидящие в зале, не решают судьбу артиста. Когда ты сам найдешь свою правду и поверишь в нее, тогда в нее поверят и зрители. Если говорить о школе как таковой, Шорлуян делала упор на правильное дыхание. Мы пели и стоя, и лёжа, и сидя, и в движении. В консерватории часто говорят: «В классе Шорлуян вырастают музыканты». За пять лет работы в Ростовском музыкальном театре Анна Шаповалова спела партии, о которых начинающая певица может лишь мечтать: Татьяну и Лизу («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского), Жанну д, Арк в одноименной опере Дж. Верди, Ярославну в «Князе Игоре» А. Бородина, Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Эмму в «Хованщине» М. Мусоргского, Агафью Тихоновну в «Женитьбе» М. Мусоргского – М. Ипполитова-Иванова.

    - Какая роль была для вас самой сложной, потребовавшей, возможно, даже преодоления собственной личностной природы?

 

- Лиза в «Пиковой даме». Постановщик спектакля, нынешний главный режиссер театра Павел Евгеньевич Сорокин впервые заставил меня задуматься, что Лиза из повести Пушкина и Лиза у Чайковского – далеко не одинаковые героини. В Лизе совмещаются два начала – светлое и темное. Она по своей сути похожа на Германа – одержима, как и он. В первой арии «Откуда эти слезы?», которую я спела на третьем туре «Большой оперы», Лиза призывает ночь в союзники. Всё это есть в гениальной музыке Петра Ильича, просто нужно уметь её услышать. В этом мне помог Павел Евгеньевич. Вообще, на «Пиковой» я, как никогда до того, поняла, как важно на сцене проживать любую роль, отдавать роли всю себя, все свои душевные силы, не экономить эти силы. И тогда к тебе вернется гораздо больше, чем ты отдала.

….Первым серьезным конкурсом в жизни А. Шаповаловой стал Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой в Петербурге (2016 год).

       Она не прошла в финал, но получила специальный приз за лучшее исполнение романса П. Чайковского: во втором туре Анна пела его «Я ли в поле да не травушка была». А еще именно на этом конкурсе Анна познакомилась с бессменными членами жюри Ларисой Гергиевой и знаменитой венгерской сопрано Эвой Мартон, с которой очень дружила Елена Васильевна Образцова.

       Мартон была очарована пением Анны и предложила ей поучаствовать в конкурсе Эвы Мартон в Будапеште, что и произошло в 2018 году. Шаповалова получила специальный приз от Венгерской национальной оперы - спеть партию Микаэлы в «Кармен» Ж. Бизе на сцене Венгерской оперы и предложение от кастинг-директора весеннего фестиваля (Будапештский Весенний фестиваль официально открывает «Хованщина» М. Мусоргского в Дворце Искусств Mupa), проходящего в Будапеште каждую весну.

       Оба выступления прошли весной 2019 года. Партию Микаэлы Анна исполнила впервые. А в роли Эммы в «Хованщине» она выступила в Будапеште в концертном варианте и стала постоянной приглашенной солисткой Венгерской национальной оперы. И вот – конкурс «ОПЕРАЛИА» в Праге. Необходимо было исполнить 6 оперных арий. На основе присланных молодыми певцами со всего мира видеозаписей строгое жюри отобрало всего 40 человек для участия в конкурсе. Среди них оказалась Анна Шаповалова. Первые два тура проходили в сопровождении фортепиано. Анна пела коронные арии лирико-драматического сопрано: арию Леоноры («Pace, mio Dio») из «Силы судьбы» Дж. Верди, монолог Чио-Чио-Сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина» П. Чайковского. После 2 тура, где Шаповалова исполнила Сцену письма Татьяны, супруга Пласидо Доминго, певица Марта Доминго, всю жизнь певшая Виолетту и Татьяну, назвала Шаповалову одной из лучших Татьян, слышанных ею в жизни!

      И конечно, самым большим потрясением конкурса стало для Анны общение с великим Пласидо Доминго:

-Он человек с удивительной харизмой! Очень светлый, открытый, абсолютно лишенный «звездности. Пласидо необычайно трепетно относился к каждому из нас, конкурсантов – и как дирижер, и просто как человек. Мы с ним разговаривали и на английском языке, и даже…немного на русском. Я отметила такую его черту, как стремление в хорошем смысле подстроиться под собеседника, даже под его темп речи. Я еще раз убедилась: чем крупнее личность, тем она проще в общении.

 

    На «ОПЕРАЛИИ» Анна была удостоена специального приза от артистического агентства CulturArte de Puerto Rico, учрежденного одним из самых богатых людей Америки Гильермо Мартинесом. Он сказал молодой певице: «Есть хорошая примета – артисты, которые получают мой спецприз, как правило, становятся звездами!»

 НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА 

ФОТО ИЗ АРХИВА АННЫ ШАПОВАЛОВОЙ