2 октября, 2019 - 10:48

«ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА»

Этот афоризм Черномырдина, родившийся ещё в 1993 году, можно выбивать на фронтонах правительственных зданий.

Потому, что практически любое изменение законодательной базы, придуманное там, ведет к ухудшению ситуации в регулируемой отрасли. На что не посмотри, везде так.

В очередной раз вспомнилось об этом во время одного из совещаний в администрации Ростова-на-Дону. Речь шла о капитальном строительстве.

- Вступившие в силу 1 июля этого года «послабления» для участников госзакупок уже ударили по Ростову, - заявил тогда и. о. главы администрации города Алексей Логвиненко.

При этом федеральные власти планируют сделать всё ещё хуже.

Как пояснила начальник управления экономического контроля администрации Ростова Патимат Махдиева, с 1 июля для строительных работ и капитального ремонта отменена возможность установления заказчиком требований к товарам и материалам.

Сейчас в ФАС РФ готовят закон, который в принципе исключит первую часть заявок участников госзакупок.

-То есть будет так, что все участники допускаются до торгов, все выходят на аукцион, проводятся торги, и уже после того как заказчик узнаёт победителя, он смотрит его заявку на соответствие, проверяет достоверность представленных данных и так далее, - рассказала она.

Смысл затеи в том, чтобы исключить неправомерный отсев заказчиком участников аукциона. Это как-бы должно усилить конкуренцию. Однако на практике это повлечёт и очередную волну недобросовестных участников торгов.

- Мы же понимаем, что уже сегодня компания строительная, у которой, например, есть штат 150 человек и 50 единиц техники, по сути, равна компании, у которой нет ничего, но зато есть хотя бы единичный опыт генерального подряда. Сейчас все пытаются получить доступ к бюджетным деньгам, а в итоге мы не всегда можем получить того добросовестного подрядчика, который будет работать в срок, - посетовал Логвиненко.

С ним согласилась и Патимат Махдиева:

- Это огромный урон тем добросовестным подрядчикам, которые отсеивались от других ещё на стадии первой части заявки.

По её словам, в Ростове, как и по всей России, на госзакупках уже набирает обороты рейдерство.

-Есть фирмы-однодневки, у которых одна цель - снизить цену и вынудить добросовестного подрядчика заплатить им или предоставить субподряд, -рассказала она.

Как уточнил Логвиненко, в Ростове на отдельные аукционы уже регистрируется по 5-7 участников, которые начинают друг друга шантажировать.

-У нас сейчас много наглядных примеров, когда добросовестных подрядчиков с участия в аукционе с помощью жалоб в ФАС выкидывали. Затем ФАС приостанавливает торги, а далее приходят и побеждают предприятия, которые вообще непонятно как будут выполнять работы. И в итоге к работам они так и не приступили. Сейчас начинаем разыгрывать подряды заново, но опять заходим с работами в осень-зиму. В итоге попадём в зону внимания ОНФ и оппозиции, будут говорить, что администрация поздно заключила контракты, — пояснил и. о. главы.

Федеральный законодатель при этом, конечно, пытается принять меры по борьбе с такими предприятиями. В частности, сейчас обсуждается введение административной ответственности за подачу необоснованной жалобы в ФАС на одного из участников торгов со стороны другого участника. Однако, по мнению Логвиненко и Махдиевой, этим никого не испугать.

- В УФАС Ростовской области, - рассказала начальник управления экономического контроля, -уже есть случаи разбирательств по сговору именно между участниками торгов с целью демпингового снижения цены контракта и вынуждения подрядчика заключить договор по невыгодной цене.

По словам Логвиненко, проблема крайне серьёзная, и администрация Ростова намерена достучаться до федеральных властей через правительство региона и депутатов, представляющих Ростовскую область в Госдуме.

-Проблему надо поднимать от имени всех регионов, и тогда в Москве поймут, что с этой ситуацией что-то надо сделать, - добавил он.

Патимат Махдиева, в свою очередь, сообщила, что со стороны её ведомства в федеральное правительство уже направлены предложения об исключении такого способа проведения госзакупок, как электронный аукцион.

По её мнению, все закупки нужно проводить только посредством конкурсов, так как такой формат позволяет заказчику требовать от потенциальных подрядчиков не только уступок в цене, но и наличия опыта работы, деловой репутации и прочих немаловажных вещей.

О том, что проблема очень серьезна, речь шла и на состоявшейся буквально на следующий день «Открытой трибуне», которую организовало Законодательное собрание и Торгово-Промышленная палата региона.

Законодательство о госзакупках в строительной отрасли остро нуждается в изменениях. Иначе это может привести к непредсказуемым последствиям-таким был главный вывод дискуссии.

Вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер рассказал на дискуссионной площадке, что эксперты палаты проанализировали 64 закупки на оказание услуг по проектированию и строительству, проведенные с 16 июня по 26 августа нынешнего года.

- Мы брали только те закупки, которые уже были завершены. Общая сумма закупок составила 3 млрд. рублей. Из них две - это конкурсная процедура, а остальные - аукционы. С удивлением обнаружили, что если закупка состоялась, то в 61% случаев денежные средства достались единственному участнику, и только 15% - на основе конкурсных торгов, - отметил Шнейдер.

По словам вице-президента ТПП РО, об экономии бюджетных средств, ради которых и была придумана практика проведения аукционов, речи сейчас не идет вообще.

-Мы рассмотрели экономию средств бюджета и увидели, что когда закупка происходит у единственного поставщика, то там экономия 0,3%, при конкурентной закупке экономия чуть больше - 3%. Общая экономия бюджета составляет всего 0,63%. Учитывая затраты на последующие судебные разбирательства, ее там вообще нет, - заявил Шнейдер.

Одной из причин он назвал использование так называемого сметного метода, который, по сути, «является средневековым».

Согласно всем нормативам сейчас в России используются базовые цены, принятые еще в советское время, но помноженные на множество коэффициентов

- Мне пришлось поработать с немцами, которые столкнулись здесь со «сметным методом». Мой коллега мне сразу заявил, что это придумали коррупционеры для коррупционеров. О каком-либо рынке или конкурентной борьбе мы тут говорить вообще не можем. Цена складывается из случайных факторов и никак не отражает реальную ситуацию, - отметил Шнейдер.

В качестве альтернативы предлагается использовать ресурсный метод - разбивка строительных работ на простые этапы: стоимость одного кубического метра железобетонных работ, кирпичной кладки, остекления, отделки, и т. д. Главное - достигнутые показатели, а не объемы использованной продукции.

Именно благодаря использованию старого метода очень часто отменяются результаты конкурса или даже возбуждаются уголовные дела. Наиболее ярким примером тут можно назвать ситуацию вокруг «золотого песка» у стадиона «Ростов-Арена». Поводом для уголовного дела стало использование песка не той фракции, при этом все ключевые показатели были достигнуты.

Другой проблемой по словам Шнейдера, является и метод закупки. Россия осталась единственной страной в мире, где строительные работы проводятся путем аукционов.

- В любом словаре можно прочитать, что на аукционе продаются товары. На него выставляются товары, которые можно потрогать и посчитать. Строительство и проектирование - это услуги, и на аукционе они не торгуются. Это грубейшая ошибка, - пояснил вице-президент ТПП.

По его словам, из-за этого страдает качество работ. Альтернативой тут может выступить или введение конкурсной процедуры или же внедрение метода выполнения работ «под ключ».

- Введение аукционов должно было посодействовать появлению конкуренции, но произошло обратное – на рынке появилось огромное количество неквалифицированных подрядчиков. Все потому, что в аукционе побеждает та компания, которая предложит наименьшую цену. В тоже время конкурс позволяет установить основной критерий оценки подрядчика по его квалификации и опыту работы. Метода же выполнения работ «под ключ» наши законы вообще не предполагают. Однако частные компании им уже давно и активно пользуются, - добавил Шнейдер.

Другие эксперты также отмечали, что представители проверяющих органов сами считают, что смена метода расчета сметы позволить в разы сократить количество дел, возбуждаемых по этому поводу.

Бывший главный архитектор Ростова, а ныне архитектор «Ростовгражданпроект» Владимир Гейер согласился, что все вышесказанное действительно оказывает влияние на отрасль.

- Вот всем известно, что власти Ростова не нашли подрядчика на строительство школы в Левенцовке. А все почему? Потому что цена там была неадекватная. Мы рассчитывали аналогичную школу в Аксае - там сумма вышла свыше 800 млн. рублей. А тут точно такая же, но за 500 млн. Тем временем, население в Левенцовке растет, и там уже нужны не одна, а целых две школы, - рассказал Гейер.

А что касается аукционов, то Владимир Гейер отметил: принять участие в госзакупках становится все труднее.

В качестве примера он привел пять тендеров, в которых «Ростовгражданпроект» хотел участвовать.

В итоге по первому лоту цена упала с 5,5 млн. до 124 тысяч рублей, по второму - с 4,1 млн. до 194 тысяч рублей, по третьему - с 1,3 млн. до 11 тысяч рублей, по четвёртому - с 2,1 млн. до 288 тысяч рублей, по пятому - с 1,1 млн. до 116 тысяч рублей. Такой «конкуренции» старейший проектный институт города не выдержал.

- Я даже представить себе не могу, что можно за такие деньги делать. Ведь в стоимость же закладывается и оплата труда персонала, и множество других показателей. Такое ощущение, что там сидит группа лиц и на кнопочки нажимает. Я теперь с нетерпением жду, что принесут победители аукционов по этим контрактам, -добавил Гейер.

Способ решить проблему с методом определения поставщика есть. В качестве примера Гейер привел методы работы госкорпорации «Роснефть».

- Там двухступенчатая система. На первом этапе они проводят конкурсную процедуру, а затем, на втором, уже организуют аукцион. Это позволяет избежать участия неквалифицированных участников, - рассказал архитектор.

К слову, «Ростовгражданпроект» отправил запросы по поводу этих пяти лотов в Минстрой РФ и ФАС РФ.

В первом случае ответили, что нарушений при проведении данных аукционов не выявлено. Во втором - запрос переадресовали в УФАС по Ростовской области, а там, в свою очередь, решили вообще не отвечать.

Ранее Контрольно-счётная палата РФ также раскритиковала российскую систему госзакупок. По оценке ведомства, около 70% всех нарушений в этой сфере происходят при установлении максимальной цены контракта. По словам Сергея Шнейдера, эта цифра актуальна и для Ростовской области.

Претензии есть и у строителей.

Так, гендиректор фирмы «Руслан» Адам Батажев отметил, что предложение на рынке есть, но принимать участие в госпроектах люди не спешат.

- Сейчас, как минимум, 10 предложений есть. Причем, как только они появляются, то сразу начинаются звонки, мол, вы будете принимать участие, мы тоже, давайте договариваться и прочее, - отметил Батажев.

По словам строителя, сейчас абсолютно неясен вопрос с расценками на работы. Понять, какова реальная цена - невозможно строительство — процесс творческий, а потому часто непредсказуемый. Практически на любой стройке происходит что-то непредвиденное, требующее изменения сроков работ или приводящее к удорожанию (удешевлению) отдельных позиций. Подрядчик, как капитан на паруснике, балансирует процесс организации работ, учитывая разнонаправленные ветры, чтобы завершить объект вовремя и с требуемым качеством. Всё это требует известной степени свободы, как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика.

Например, во всём мире минимальные непредвиденные расходы, закладываемые в госконтракт , составляют от 10% до 50%.

В России - 2%. Чтобы их увеличить, нужно идти в суд; чтобы продлить сроки строительства - нужно идти в суд.

При этом и удорожание проекта, и его затягивание в большинстве случаев происходит по вине заказчика, который или не передал подрядчику все необходимые документы, или не получил необходимые согласования, и так далее.

Так, в Ростове известен случай, когда подряд на замену водопроводных задвижек больших диаметров был трижды продлён на общий срок в полтора года, так как город не мог предоставить подрядчику разрешения на суточное прекращение водоснабжения целых микрорайонов, вызванное этими работами.

- Достаточно просто посмотреть статистику Арбитражного суда Ростовской области, - уточнил Сергей Шнейдер.

- Там сотни дел, связанных с выполнением контрактов по госзакупкам. Это само по себе свидетельствует о болезни системы.

– Мы дошли сейчас до того, что строители как генералы без армий. Рынок просто опасным стал для нас. Вроде и работа есть, но есть и страх, что можно хорошо попасть, - возмущался Батажев.

Начальник отдела контроля закупок УФАС по Ростовской области Тигран Акопян на это ответил, что в законодательстве нигде не сказано, что необходимо проводить только аукционы, это уже инициатива именно заказчиков.

Акопян уверяет, что закон о закупках работает нормально и в том, что возникают сложности, виноваты сами строители, которые, в нарушение закона, демпингуют по договоренности между собой.

Заместитель председателя ЗС Александр Скрябин подчеркнул: в законе о госзакупках есть проблемы, снижающие конкуренцию и доступ большого количества строительных компаний к этому механизму государственно-частного партнерства.

Одну из важнейших проблем в этой сфере вице-спикер ЗС видит в том, что результат торгов во многом зависит от цены, предлагаемой участниками торгов, а не от их профессионализма и опыта. Внедрение более прогрессивного, ресурсного метода, нормативная база которого на федеральном уровне уже создана, происходит крайне медленно.

-Мы планируем обратиться в Министерство экономического развития Ростовской области с предложением создать типовые государственные контракты на выполнение проектных и строительных работ. Также планируем обратиться с инициативой в Минстрой РФ в части ускорения ухода от базисно-индексного, по сути советского, ценообразования к ресурсному, рыночному методу, - рассказал на «Открытой трибуне» Скрябин.

Изменить систему ценообразования в строительстве Минстрой РФ планирует давно, но сроки перехода на нормальное ценообразование переносятся.

Раньше это был 2018 год, теперь - 2022 год. Затягивание связано с необходимостью наполнить фактурой государственную систему ценообразования в строительстве. Для этого все имеющие к этой сфере организации должны раз в квартал представлять информацию о стоимости своих работ. В Ростовской области это должны делать 533 предприятия, реально делают 111.

Власти некоторых регионов предлагали создать для строительных и проектных работ своё законодательство о госзакупках. Ведь отрасль очень специфическая, а существующие нормативные акты универсальны.

Однако ФАС РФ всегда отвечает категорическим отказом.

При этом российское законодательство о госзакупках в своей основе всё-таки имеет международное законодательство, пусть и «творчески» переосмысленное.

И во всём мире строительно-монтажные работы в случае с госзакупками регулируются собственными регламентами.

Роман Костенко