7 июля, 2019 - 00:00

НЕ ПОД ЗЕМЛЁЙ, ТАК ПО ВОДЕ

По ряду причин в конце мая заседание с такой повесткой не состоялось, и единственной датой, когда смогли собраться все заинтересованные лица, стало 20 июня. Но в этот день, из-за Прямой с линии с Президентом, отсутствовали первые лица из Минтранса и Минэкономики региона.

Но разговор всё равно вышел интересный

Сам документ называется «Разработка комплексных схем организации дорожного движения Ростовской агломерации на период до 2035 года».

Заказчиком выступил Минтранс региона, исполнителем - питерское АО «Институт “Стройпроект”».

Представляя в ТПП итоги этой работы, начальник управления транспортного планирования института Виктория Калинина показала, в том числе, и примерную схему ростовского метрополитена (60 км), а также скоростного трамвая (140 км).

Как выяснилось, она далеко не нова и была создана ещё в 2010 году по заказу городских и региональных властей в виде предпроекта.

Калинина указала, что схема требует актуализации, а также проработки экономического эффекта и объёма затрат. Однако выслушавшие её эксперты в принципе усомнились в необходимости использовать данные десятилетней давности.

Метро в Ростове обречено на убыточность, и его строительство в городе нецелесообразно, заявил на заседании транспортного комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области начальник перспективного развития департамента транспорта города Александр Дегтярёв.

По его словам, подобные проекты, реализованные в других городах страны, оказались не востребованы населением.

По словам директора ООО НПО «Южный градостроительный центр» Сергея Трухачёва, подготовка этой схемы в своё время стала результатом не более чем политического решения.

- Обоснование метрополитена тогда просто притянули за уши. Было принято решение реанимировать проект метро, надо было что-то нарисовать. Сегодня поднимать эту работу неправильно, - заявил эксперт.

То, что метро в Ростове вопрос скорее политический, признал и Александр Дегтярёв.

- Для нормальной работы метрополитена нужен пассажиропоток не меньше 55 тысяч человек. Такая пропускная способность исключительно избыточна для условий Ростова, где в пик мы имеем сейчас пассажиропоток не более 15 тысяч, - рассказал он.

По его словам, он знакомился с работой подобных проектов в Нижнем Новгороде и Казани. В первом мегаполисе пассажиропоток составляет 14 тысяч человек (один поезд раз в 10 минут), во втором - 4 тысячи человек.

- При этом одна Калужско-Рижская ветка метро в Москве имеет пассажиропоток в 69 тысяч человек. То есть цифры совершенно несопоставимы, и по большому счёту все эти проекты в Казани и Нижнем глубоко убыточны. Поэтому процентов на девяносто метро, в его классическом понимании, для Ростова неактуально, -пояснил Дегтярёв.

При этом, продолжает он, департамент транспорта города вместе с министерством транспорта прорабатывают сейчас различные модели развития рельсового транспорта, в том числе и внеуличного.

- Но это тоже очень сложный и серьёзный вопрос. Специфика Ростова накладывает определённый отпечаток на любой подобный проект. В любом случае, придётся уходить на другой уровень — под землю или на эстакады, - рассказал чиновник.

Как добавил архитектор Трухачёв, в Ростове даже нет таких расстояний, для которых актуально метро.

Добавим, что буквально в конце мая этого года губернатор Василий Голубев поручил возобновить проектирование метро или скоростного трамвая для Ростова.

-Будет это метро или скоростной трамвай наземно-подземного типа, для ростовчан совершенно неважно. Главное - чтобы у жителей донской столицы появились новые возможности для комфортного передвижения по городу, - заявил тогда глава Ростовской области.

При этом создание нового вида транспорта - внеуличного - нельзя откладывать на отдаленную перспективу, за 2030 год, убеждён губернатор.

Все организационные и предпроектные работы требуется провести в течение года, приступив к проектированию уже в середине 2020 года.

На заседании в ТПП также выяснилось, что зреет ещё один проект в области транспортного обслуживания.

-Министерство транспорта Ростовской области должно до конца этого года представить губернатору предложения по развитию речных перевозок, - рассказал на заседании начальник управления транспорта министерства Николай Хрумалов.

По его словам, речь идёт не о туризме, а именно о регулярном сообщении.

До исполнения поручения остаётся чуть больше полугода, однако основная сложность в вопросе развития речных перевозок уже ясна, говорит Хрумалов.

- Мы столкнулись с такой проблемой, что у нас просто отсутствуют нормальные причалы. А те, которые есть, находятся в федеральной собственности.

Поэтому сейчас мы занимаемся бюрократическими вопросами, связанными с определением форм собственности, возможности восстановления причалов, и так далее, - пояснил чиновник.

Тем не менее, добавил Хрумалов, некоторые муниципалитеты уже изъявили готовность восстанавливать речные перевозки. Что ещё важнее, в этом заинтересован и бизнес.

-Поэтому вопрос, скорее всего, сдвинется, - говорит он.

- Потому что там, где есть бизнес и есть его желание вкладываться в инфраструктуру, всё можно делать намного быстрее.

Добавим, что если вопрос с причалами решится, то следующей проблемой станет наличие пассажирского флота.

Ещё в 2015 году губернатор Голубев на встрече с помощником президента РФ Игорем Левитиным рассказывал, что ГК «Ростовский порт» разработала модельный ряд, в котором представлены и пассажирские суда в различной комплектации, в том числе пассажирские катамараны, и быстроходные катера для патрульно-надзорных служб.

Что стало с этим проектом - неясно. Однако круизы по Дону из Ростова в 2019 году по-прежнему осуществляются на теплоходах серии «Москва», разработанных ещё в 1969 году.

В целом же, как отметил председатель профильного комитета ТПП Александр Потеряхин, работа проделана большая, а тот факт, что, как показало обсуждение, документ не может быть положен в основу практических проектов, объясняется несовершенством технического задания, полученного разработчиками от Минтранса области.

Чиновники заверили членов комитета ТПП, что работа над совершенствованием «Комплексных схем» продолжается, а разработчики обещали учесть все замечания и поправки.

Роман Костенко